Системный кризис в Европе, о котором все больше говорят после провала единого европейского документа – Лисабонского соглашения как альтернативы провалившейся ранее евроконституции, – может быть преодолен.
Сторонники договора ищут возможные формулы для превращения ирландского нет в да
Несмотря на отказ ирландцев принять этот документ, другие страны Евросоюза продолжают ратифицировать Лисабонский договор. Накануне это сделали испанские сенаторы, о чем сообщают местные СМИ. При двоих воздержавшихся и шести голосах против 232 законодателя проголосовали за. В конце июня договор одобрила нижняя палата. Если решение парламента утвердит испанский монарх Хуан Карлос, то Испания станет 23-й по счету страной, ратифицировавшей соглашение.
Для вступления договора в силу нужно его одобрение всеми 27 членами ЕС. Наблюдатели уверены, что проблем не возникло бы, если бы не референдум в Ирландии. Это единственная страна еврозоны, где вопрос о ратификации документа решался общественным мнением. Причина в том, что в случае вступления договора в силу Ирландии пришлось бы изменять конституцию, что возможно только через референдум.
Вину за провал голосования возложили на премьер-министра Брайана Коуэна, упрекнув его в плохой информационной кампании по популяризации соглашения. Проведенные социологические опросы показали, что большинство ирландцев слабо представляют, что это за соглашение. Причем сам Коуэн как-то признался, что не читал Лисабонский договор целиком.
После ирландского нет в Европе, особенно в восточной ее части, раздались опасные сигналы. Президенты Чехии и Польши Вацлав Клаус и Лех Качиньский заявили о бесперспективности дальнейшей ратификации. Однако европейские гранды говорили о продолжении процедуры утверждения Лисабонского соглашения.
Париж, председательствующий в ЕС, планирует добиться значительных успехов в вопросе евроинтеграции. Французский президент Николя Саркози на следующей неделе посетит Ирландию, чтобы на месте узнать мнение ирландцев.
Ранее он обещал, что решит проблему Лисабонского соглашения в октябре или декабре. На этой неделе Саркози переубедил Леха Качиньского. Тот согласился не блокировать Лисабонский договор. Приватный разговор лидеров состоялся в кулуарах саммита стран Средиземноморья. Подробности переговоров неизвестны, но результат налицо. Не исключено, что польский лидер добился для своей страны каких-то преференций. К политике торга Варшава любит прибегать, когда на кону интересы других членов ЕС.
Политологи отмечают, что сейчас сторонники договора ищут возможные формулы для превращения ирландского нет в да. Все чаще раздаются мнения из уст европейского руководства, что стоит задуматься о реконструкции Евросоюза, поставить его на более узкую основу. Идеальным был бы вариант, при котором в ЕС все зависело бы от европейских локомотивов – Германии, Франции, Италии и Великобритании. Но это пока долгосрочный проект, на официальном уровне о нем никто не говорит.
Другим вариантом может стать вопрос о расширении Евросоюза, за счет чего вероятно появление надъевропейского сообщества, которому постепенно перейдут функции нынешней структуры. В любом случае инициаторами новых идей будут Париж, Берлин, Рим и Лондон. Сейчас бразды правления ЕС у Николя Саркози, и у него появляется шанс перехватить инициативу.