В пятницу вечером Совбез ООН рассмотрит вопрос о сбитом 20 апреля над территорией непризнанной Республики Абхазия грузинском беспилотнике.
При такой необъективности со стороны ООН у переговорного процесса с Грузией нет будущего
Дискуссия в Совбезе неизбежно вызовет очередную серию пикировок между Москвой и Тбилиси, так что информационная атмосфера накануне личной встречи Дмитрия Медведева и Михаила Саакашвили на саммите СНГ в Санкт-Петербурге обещает быть горячей.
Заседание будет созвано по просьбе грузинского постпреда в ООН Ираклия Аласании. Очевидно, что Грузия выжмет максимум возможного из выводов экспертов ООН о том, что дрон был сбит не абхазской системой ПВО, как утверждает Сухуми, а российским истребителем. МИД Грузии уже потребовал от российской стороны официальных извинений и компенсации материального ущерба.
Кроме того, представительство Грузии в ОБСЕ передало российскому постоянному представительству в Вене «вербальную ноту» и теперь требует признать инцидент от 20 апреля «актом агрессии». Наконец, послы 15 стран ЕС в пятницу направились на переговоры в Абхазию, а 6 июня с Сухуми будет вести беседу еврокомиссар Хавьер Солана.
В общем и целом, сбитый беспилотник – это повод к тому, чтобы обвинить Россию в невозможности выполнять в дальнейшем миссию посредника в зоне конфликта. И перенести акценты на международное посредничество. Вот чего добивается Тбилиси и чего не приемлет Сухуми.
Россия против созыва Совбеза не возражает, но требует пригласить на обсуждение инцидента представителей абхазской стороны. «Мы считаем оправданным, законным и необходимым пригласить представителей Абхазии. Ведь в докладе экспертов трактуются два обстоятельства», – подчеркнул российский постпред в Совбезе Виталий Чуркин
«Во-первых, это полет грузинского беспилотника над зоной конфликта, что само по себе уже вовлекает абхазскую сторону в эту ситуацию, а во-вторых, это то обстоятельство, что в докладе утверждается, что этот беспилотный самолет был якобы сбит российским самолетом. Мы считаем, что без приглашения абхазских представителей обсуждение не будет достаточно серьезным, полным и объективным», – резюмировал Чуркин.
Однако Совбез ответил отказом, ввиду чего слово взял уже глава МИДа России Сергей Лавров, назвавший ситуацию «нечистоплотной».
«Без Абхазии с этим вопросом разбираться бессмысленно. То, что им отказывают в участии в этом рассмотрении, наводит на мысль о нечистоплотности всей этой затеи. А суть кризиса в том, что грузинская сторона грубо нарушает свои обязательства. Это не один самолет, их сбито было 7 штук, а летало еще больше, летало над зоной конфликта, которая, в соответствии с решением СБ ООН, не должна являться зоной любой военной деятельности», – отрезал Лавров.
По его словам, наблюдатели ООН зафиксировали это именно как нарушение грузинской стороной своих обязательств. «И разбираться нужно прежде всего с этим, лечить нужно болезнь, а не симптомы», – подытожил российский министр.
В унисон выступают и абхазы. «При такой необъективности у переговорного процесса с Грузией нет будущего, – сказал министр иностранных дел непризнанной республики Сергей Шамба. – Учитывая, что нас вообще не пригласили и без нас рассматривают это дело, мы по этому факту можем высказать свое неудовлетворение и можем вообще отказаться от дальнейшего сотрудничества по этому вопросу».
Все эти дискуссии заметно осложняют подготовку встречи Медведева и Саакашвили. А накануне Грузия вообще решила больше не ограничивать себя дипломатическими формулировками, а скандально заявила, что прибывший в Тбилиси для организации встречи президентов замсекретаря российского Совбеза Юрий Зубаков не привез предложений, которые могли бы изменить положение к лучшему.
Секретарь Совета нацбезопасности Грузии Александр Ломая заявил, в частности, что это «очень плохо». «Никаких конкретных инициатив российская сторона не представила для выхода из создавшегося кризиса», – заявил он.
По словам Александра Ломая, «грузинская сторона ожидала конкретных предложений перед встречей в Санкт-Петербурге. Когда отношения находятся в такой критической фазе, нужно делать конкретные шаги, но никакого конкретного новшества мы не услышали, что усложняет ситуацию».
Единственным положительным фактором в этой истории, как считают в Тбилиси, стал сам факт приезда российского эмиссара. И не более того. Ведь это дало возможность «передать России свое видение по главным проблемам, из-за которых грузино-российские отношения оказались в кризисе».
Напомним, что Грузия требует от России аннулирования апрельского решения о поддержке непризнанных республик, а также отвода дополнительных частей миротворцев, введенных в Абхазию без согласования с Тбилиси.
Юрий Зубаков, со своей стороны, главной целью своего визита в Грузию назвал «уточнение повестки дня на встрече президентов двух стран» и в целом был гораздо более дипломатичен: «Состоялся откровенный, деловой и взаимополезный обмен мнениями по тем проблемам, которые в настоящее время переживают обе стороны. Это очень важно накануне встречи президентов Грузии и России».
«Мы понимаем важность этой первой встречи. И мы понимаем, о чем нужно говорить», – резюмировал Зубаков. Но ничего не добавил о конкретных деталях.