Уже на следующий день после неприемлемого для Тбилиси решения Москвы нарастить миротворческий контингент в Абхазии с 2 до 3 тысяч (это возможно согласно подписанным в 1994 году документам), Грузия нашла замену российским «голубым каскам», действующим под эгидой СНГ.
Это напоминает действия России, которая в свое время заняла аэропорт в Приштине, а через три месяца тихо покинула его
В Тбилиси состоялось заседание комитета парламентского сотрудничества Евросоюз–Грузия, на котором было принято завление-рекомендация о целесообразности изменения формата миротворческой миссии в конфликтных регионах Грузии.
«Поскольку российские миротворцы не могут эффективно справляться с поставленной перед ними задачей, следует найти иное решение проблемы», – заявила на пресс-конференции член Европарламента Мари-Анн Излер Бегин. По ее мнению, в ином случае процесс урегулирования не сдвинуть с точки замерзания.
«Заменят ли миротворческие силы Евросоюза миротворческие силы СНГ или же будут проводиться совместные миротворческие операции, станет известно в ближайшем будущем», – оптимистично пояснила европарламентарий.
Она также пообещала, что уже на следующей неделе еврокомиссар Хавьер Солана выступит с заявлением по данному вопросу. И это заявление прояснит участие миротворцев ЕС в операциях в конфликтных регионах Грузии.
Сомнительно, впрочем, что Грузия так легко добьется дипломатической победы и заставит Россию отступить. Тем более что и Абхазия, и Южная Осетия не согласятся на интернационализацию контингента.
Несколько лет назад они уже отказались от миротворцев ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова готовили совместные силы, но потом эта идея провалилась) и по-прежнему заявляют, что Россия и только Россия является гарантом невозобновления военных действий.
Да и сама Москва не собирается выводить своих миротворцев. Таким образом, как считают эксперты в Тбилиси, пока можно говорить лишь о появлении в регионе наблюдателей от ЕС. Подобно тому, как работают совместно с российскими миротворцами в Абхазии наблюдатели от ООН, а в Южной Осетии от ОБСЕ. Может Грузия предложить и другой вариант: создание сторонами совместных сил правоохранительных органов. Кураторство в таком случае будет предложено международным организациям.
Таким образом, праздновать замену миротворцев Грузии рано. Однако «пропиарить» ее уже можно.
Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе сказала: «Для Грузии очень важно, что миротворческие силы Евросоюза заменят российских миротворцев». По ее словам, «то, что делает Россия, не подлежит логическому разъяснению, и в то время как международные организацию призывают Россию к прекращению подобных действий, российские чиновники выступают в день с несколькими заявлениями подряд. Это ни что иное, как шантаж руководства Грузии и попытка аннексии ее территории».
А председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия заявил, что «Россия не сможет выполнять роль миротворца, так как реально она не является нейтральной стороной, и это признали все международные организации. Возникает вопрос, кто должен заменить российских миротворцев, и я предлагаю ЕС подумать о замене российских миротворцев корпусом быстрого реагирования ЕС».
Факт несогласованного с Тбилиси наращивания контингента миротворцев в Абхазии обратил Грузию к экскурсу в историю. Госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили заявил, что происходящее «напоминает ему действия России, которая в свое время заняла аэропорт в Приштине, а через три месяца тихо покинула его».
По его мнению, российская сторона таким образом реагирует на реальные мирные инициативы Тбилиси. Кроме того, Россию раздражает сближение Грузии с НАТО.
«Мы не постучались в двери НАТО, а немного ее приоткрыли», – сказал Якобашвили.
Наконец, по его словам, Россия считает, что если Западу «сошло с рук Косово, у неё тоже должна быть возможность манипулировать по соседству».
Стоит заметить, что реакция европарламентариев укладывается в контекст призывов Михаила Саакашвили. Накануне, обращаясь к Абхазии и Южной Осетии с предложением построить общее государство на принципах федерализма, он намекнул, что жить по-семейному грузинам, абхазам и осетинам мешает «агрессивная внешняя сила». «Силу» эту Саакашвили не конкретизировал, однако намек на Россию весьма прозрачен.
«Мирные инициативы намного лучше воинственной риторики. Однако, объявленные по телевидению, они не работают. Это должно быть предметом переговоров. Также важно, чтобы 21 мая справедливо прошли выборы в парламент Грузии. Тогда к власти появится доверие у грузин, а затем у абхазов и осетин. Без взаимного доверия не обойтись», – считает депутат-республиканец Леван Бердзенишвили.
Южная Осетия и Абхазия, в свою очередь, уже откликнулись отказом, заявив, что жить с Грузией они могут исключительно как соседние республики.