Объединенная грузинская оппозиция отложила начало массовой голодовки на несколько дней, так как власти пообещали начать выполнять требования протестующих уже со следующей недели.
Вот теперь, говорят в Тбилиси, никто не осудит оппозицию, если вновь вернется на улицы
Ответственность за действия оппозиции взял на себя недавний кандидат в президенты депутат Леван Гачечиладзе. В 13.00 по Москве, когда палатки для голодающих оставалось установить только перед парламентом, он вышел к собравшимся на проспекте Руставели сочувствующим и сообщил, что всю ночь вел телефонные переговоры с находящейся в Вене председателем парламента Нино Бурджанадзе.
Та пообещала, что уже к 26 февраля сменится руководство Общественного ТВ вплоть до гендиректора, до середины марта состоится отставка председателя ЦИК, а сторонники оппозиции будут выпущены из тюрем на свободу.
Леван Гачечиладзе назвал эти гарантии твердыми и пообещал голодовки, если власть откажется от своих слов. В совете объединенной оппозиции, состоящем из 9 партий и движений, не было единого мнения о том, как быть с акциями. Решили поступить дисциплинированно.
Правда, некоторые сторонники оппозиции расходились, чувствуя себя разочарованными. Еще сожалели об отмене акции ушлые торговки семечками, хачапури, пирожками и иной снедью, которые надеялись подработать, сбывая товар тем, кто являлся бы поддержать голодающих.
Акция должна была начаться не только в Тбилиси, но и в других крупных городах – Рустави, Зугдиди, Батуми и Кутаиси. Для участия в акции записались 238 человек. В Тбилиси планировалось установить пять палаток для 20 голодающих. Среди них назывались имена трех депутатов парламента и экс-министра иностранных дел Саломе Зурабишвили.
Именно участие 55-летней гражданки Франции и Грузии придавало акции особый шик. Это больше всего интересовало корреспондентов иностранных СМИ. Понятно, сколь сложно пришлось бы в Москве, на саммите СНГ, президенту Михаилу Саакашвили, когда его начали бы спрашивать о голодающих. В том числе о недавней соратнице, отпустить которую на работу в Грузию он лично уговаривал в 2004 году тогдашнего президента Франции Жака Ширака.
Представители властей не без удовольствия встретили весть об отмене голодовки. Палаточные городки весьма мозолили бы им глаза. Теперь власть получила небольшую передышку, а также новую возможность подтвердить собственную демократичность. То есть создать оппозиции условия для подготовки и участия в парламентских выборах.
А оппозиция в свою очередь увеличила пространство для маневра, показав общественности умение быть конструктивными и не обострять обстановку до предела.
Вот теперь, говорят в Тбилиси, никто не осудит оппозицию, если та вернется на улицы в случае очередного затягивания властями решения насущных проблем.
Также можно говорить о растущей политической зрелости Гачечиладзе, который заявил, что принимает на себя ответственность за то, чтобы страна не оказалась на краю пропасти.
Однако оппозиция должна будет доказать еще и умение быть единой. Как минимум до выборов в парламент. По просачивающейся информации, радикальное крыло объединенной оппозиции было против переноса акций протеста.
Есть и печальная новость для оппозиционеров. Семья скончавшегося в Лондоне олигарха Бадри Патаркацишвили приняла решение отойти от политики. Объединенная оппозиция уверяет, что не получала финансов от бизнесмена. Однако не исключалось сотрудничество в будущем, если бы оппозиционеры выиграли парламентские выборы.
В связи с решением семьи, очевидно, так и не будет создана партия патаркацишвилевских сторонников «Наша Грузия». Уже известно, что пятикратная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили «Нашу Грузию» возглавлять не будет.
На выборах президента 5 января она руководила тбилисским штабом Патаркацишвили, который занял третье место среди 7 кандидатов.
Между тем, как заявил в пятницу в Тбилиси лидер Партии национальной независимости Ираклий Церетели, смерть Патаркацишвили может быть не последним потрясением для Грузии. Он пояснил, что злоумышленники готовятся устранить самого популярного и авторитетного человека Грузии – патриарха Илию II.
«Этот план разработан властями совместно с силами за пределами Грузии, поскольку личность и деятельность патриарха создает для них серьезный дискомфорт. Речь не идет о каких-либо странах конкретно, имеются в виду антиправославные силы, которые борются с авторитетом православия по всему миру», – заявил Церетели тбилисской газете «Версия».