Премьер-министр Канады Стивен Харпер принял решение «заморозить» законодательную работу палаты общин до 26 января следующего года с целью предотвратить вынесение вотума недоверия его «правительству меньшинства». Благо, грозило это главе кабинета министров реальной угрозой скорой отставки, а стране – конституционным кризисом. Парламентская оппозиция отреагировала на такой исход, разумеется, с возмущением.
Для Лондона Харпер – символ политического курса на сдерживание сепаратистских настроений в Квебеке
Действия Харпера по «заморозке» стали возможны после одобрения их генерал-губернатором Микаэль Жан, которая представляет в Канаде власть британской королевы Елизаветы II. Будь запрос Харпера отвергнут, перед ним стояло бы два незавидных выбора: добровольно уйти в отставку или пройти через процедуру вотума недоверия. Как отмечают местные политологи, при втором сценарии Харперу тоже вряд ли бы удалось сохранить за собой премьерский пост.
В данном же случае, как отмечает американская газета The New York Times, оппозиция лишь «яростно раскритиковала премьера», обвинив его в подрывании демократических ценностей. «Мы должны сказать канадцам: то ли это правительство, которое вы хотите?» − возмутился член оппозиционной Либеральной партии Боб Рей.
Это мнение поддержали многие канадские политологи. Они сетуют на то, что генерал-губернатор своим последним решением могла создать механизм, благодаря которому следующие премьер-министры смогут обходить законодательство тогда, когда сочтут это уместным.
«Это настоящий удар по парламентской демократии в Канаде», − заявил политолог Нельсон Вайзмен. По его словам, статус избранного парламента понижен, а «неизбранного премьер-министра», наоборот, повышен.
«Харпер повесил замок на дверь палаты общин, − говорит лидер «Новых демократов» Джек Лэйтон. − Он отказывается сталкивается с канадцами посредством избранных парламентариев».
Эти события уходят корнями в ожесточенную парламентскую избирательную кампанию, в которой Консервативная партия во главе с Харпером уверенно победила менее чем два месяца назад. Правда, она не получила большинства, что и сделало ее уязвимой перед возможными вызовами в будущем. Предчувствие этого, а также нестабильная финансовая обстановка, вызванная глобальным экономическим кризисом, заставила премьера тесно сотрудничать с парламентской оппозицией. Но плодотворного сотрудничества не вышло.
Оппоненты Харпера утверждают, что в представленном премьером на прошлой неделе бюджете не было никаких стимулирующих программ, которых оппозиция добивалась с целью помочь ослабевшей экономике. Последней каплей для оппозиционных партий – «Новых Демократов» и Либеральной – стало постановление, которое могло бы запретить народное финансирование политических партий. Они пришли к выводу, что это заранее продуманный удар по оппозиции, так как самая богатая в стране партия – харперовская Консервативная.
Чтобы сместить премьера, оппозиция начала бороться за создание правящей коалиции, которую поддержал сепаратистский Квебецкий блок.
Сам Харпер заявил, что приостановил работу парламента, чтобы «выиграть время» для работы над бюджетом и представить его в январе следующего года. Говорил он в примирительном тоне, приглашая оппозицию участвовать в разработке основного финансового документа: «Сегодняшнее решение даст нам возможность – я говорю обо всех партиях – сфокусироваться на экономике и работать вместе».
Однако лидер либералов Стефан Дион, претендующий на пост премьера от только что сколоченной коалиции, отверг идею работать в одной упряжке с господином Харпером, заявив, что бюджет консерваторов вряд ли удовлетворит экономические запросы оппозиции.
«Нам не надо больше его слов, мы не доверяем им», − заявил Дион перед закрытыми дверями Палаты общин. «Мы ходим видеть перемены, значительные перемены», − добавил политик.
Действия оппозиции предсказуемо вызвали острую критику поддержавших своего премьера консерваторов. «Это близко к измене и подстрекательству к мятежу, как я это себе представляю», − заявил представитель партии Боб Дечерт.
С технической же точки зрения поступок Харпера приостановил все законодательную работу парламента. И до конца января он сам, в случае необходимости, не сможет воспользоваться палатой общин.
Такая ситуация для Канады не беспрецедентна. Приостановление полномочий парламента иногда использовалось для представления «новой повестки дня» в политическом и экономическом смысле. Однако впервые в истории это произошло в разгар и экономического, и политического кризисов. Да, ни один генерал-губернатор не отказывал премьеру в просьбе приостановить работу палаты общин, но Стивен Харпер оказался первым, кто попросил об этом, не заручившись поддержкой большинства законодателей.
К слову, Микаэль Жан не поясняла свое решение. После более чем двухчасовой беседы с глазу на глаз с премьером о приостановке работы парламента объявил лично Харпер. И никто теперь на это решение повлиять не сможет. Даже канадские суды вправе лишь выразить свое мнение: полномочий оспаривать решения генерал-губернатора у них нет. Как уточняют политологи, обращения к Елизавете II также невозможны.
Старший эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев не исключает, что Стивен Харпер оперся на Лондон еще и по той причине, что между британскими властями и канадскими консерваторами «есть тесные контакты». Поэтому для Британской короны сохранение власти Харпера − во многом гарантия того, что не изменится и намеченный при Харпере политический курс. В частности, продолжится политика сдерживания сепаратистских настроений.
«В данном случае Лондон исходил, в первую очередь, из желания сохранить стабильность режима, дать ему паузу для концентрации своих сил», − сказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
Эксперт не исключает и того, что за два месяца «законодательный паузы» Харпер попытается сломить настроения в обществе и улучшить свою популярность, которая упала ниже 50%. Несмотря на то что досрочные выборы прошли совсем недавно, премьер-министр наверняка задумался о следующей избирательной кампании.
«Приведет ли это к победе консерваторов еще раз, момент спорный», − говорит Минаев, добавляя, что либералы могут показать более убедительные результаты.