В четверг Верховная рада поставила рекорд. Утреннее заседание парламента длилось восемь минут. За это время депутаты успели проголосовать за то, чтобы следующая неделя была «тоже рабочей», и за то, чтобы «вызвать на ковер» президента Ющенко и премьера Тимошенко. После чего политика переместилась в кулуары. А говорили в основном о НАТО.
Мечты об Атлантике
Меня мало интересует, обеспокоена Россия или нет. В Бухаресте Украине сказали, что она будет членом НАТО, и этот поезд идет, он не останавливается
С нынешней встречей глав МИД стран альянса, что прошла во вторник в Брюсселе, Киев связывал надежды на обретение конкретных перспектив вступления в военно-политический союз.
Действительно, еще в апреле на саммите в Бухаресте натовские адвокаты Киева намекали, мол, старайтесь, объясняйте, работайте над мнением народа и получите заветный ПДЧ уже в декабре. Хотя и тогда наиболее реальным сроком казалась весна 2009 года.
Но за полгода положение дел не изменилось. Более того, даже оптимистический прогноз о ПДЧ к весне-2009 скорректировали причины как объективные (мировой финансовый кризис), так и субъективные (политический кризис в Украине). И в конце октября премьер-министр Украины Юлия Тимошенко «передала привет» Парижу и Берлину, честно признавшись, что вопрос о вступлении страны в НАТО раскалывает украинское общество.
Поэтому уже в ходе переговоров, прошедших 12–13 ноября в Таллине, Украине четко дали понять, что к получению ПДЧ она не готова. Однако тогда же министр обороны США Роберт Гейтс впервые открыто заявил о возможности использования Украиной некоего «альтернативного пути» вступления в НАТО.
Официальный Киев данный мотив подхватил. «ПДЧ – это лишь одна из ступеней. Ее можно включить в свой путь, а можно и обойти. Ведь это не решение о членстве в альянсе. Такое решение будет приниматься тогда, когда будут готовы и Украина, и НАТО», – заявил журналистам накануне встречи в Брюсселе президент Украины Виктор Ющенко. Между тем «стремление Украины стать членом НАТО – это вопрос суверенного выбора, стратегического курса и цивилизационного движения».
Понятно, что по итогам заседания Киевом было заявлено, что Украина де-факто получила План действий по обретению членства в НАТО, так как ежегодная национальная программа является составной и важной частью этого документа.
«Украина не получила весь путь, но сделала первый шаг на этом пути, – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД директор киевского Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач. – ПДЧ состоит из годовых планов, нынешний формат – это фрагмент ПДЧ. От ежегодных целевых планов, которые раньше выполняла Украина, он отличается своим обязательным характером и другой, более жесткой со стороны альянса системой мониторинга и контроля».
Словом, эксперт уверен, что теперь сотрудничество Киева и Брюсселя будет заключено в более тесные рамки.
Есть и другие мнения. То, что Украина не получила ПДЧ, – это абсолютно прогнозируемый результат, и он отражает тот факт, что страна не готова стать кандидатом в члены НАТО, считает украинский политолог Андрей Ермолаев. Неготовность Украины эксперт обуславливает имеющимся расколом среди политической элиты и отсутствием единого мнения среди граждан республики на предмет необходимости вступления в НАТО: «Преимущественно украинцы ориентированы на внеблоковый статус страны».
«Есть и еще одна причина – это само НАТО, в котором нет единой позиции относительно Украины. Организация сейчас испытывает кризис доверия одних членов по отношению к другим. Прежде всего это связано с навязыванием концепции превентивного удара. Не думаю, что НАТО исчезнет с карты, однако предполагаю, что следующий саммит альянса станет дискуссионным относительно его будущего. В результате чего блок может превратиться в политический альянс с ограниченными оборонительными возможностями, а свои основные полномочия делегирует региональным структурам безопасности», – пояснил политолог, добавив, что речь идет в том числе о единой европейской системе безопасности, необходимость создания которой обсуждается уже не один год.
Поясним, что пресловутый ПДЧ, по сути, означает официальный старт марафона, где кандидат соревнуется не с соперниками и даже не с самим собой или временем, а с субъективными внешнеполитическими факторами. Бежать можно долго. Но до финиша марафонца могут и подбросить на лимузине, если никто из стран-членов альянса не будет против. Победа в таком забеге премируется членством в НАТО.
Украина мечтала услышать звук стартового пистолета, чтобы рвануть к заветному военно-политическому зонтику, еще в Бухаресте, куда лично прибыл президент Ющенко. Ничего не получилось из-за позиции Германии, Франции, Нидерландов и Бельгии. Киев отреагировал нервно, уволив послов в Германии и в России. И заговорил о «московском лобби»
«Меня мало интересует, обеспокоена Россия или нет, – возразил, подводя итоги встречи, генсек альянса Яап де Хооп Схеффер. – В Бухаресте Украине сказали, что она будет членом НАТО, и этот поезд идет, он не останавливается». Вопрос в скорости.
Участники переговоров с украинской стороны, прежде всего, считают, что скорость зависит от того, как быстро страна сможет достичь критериев, установленных НАТО. Речь идет о достаточно высоких политических, экономических и военных стандартах. И вопрос в том, кто и когда этим будет заниматься? Ведь на повестке дня досрочные выборы, если с коалицией не сложится. А если сложится, коалиция БЮТ и Партии регионов, переговоры о которой, по информации некоторых источников газеты ВЗГЛЯД, приближаются к финалу, то движение Киева по даже объездной дороге к НАТО может быть остановлено. Поскольку регионалы выступают против вступления, а Тимошенко данный вопрос, в отличие от Ющенко, не педалирует.
Прямая дорога к выборам
Ни спикера, ни коалиции. Зачем работать?
В четверг через восемь минут после начала работы вице-спикер Верховной рады Александр Лавринович закрыл заседание, хотя Украина ждала от этого дня как минимум избрания спикера и как максимум создания коалиции. Продолжить «коалициаду» и «спикериаду» избирателям пообещали во вторник. Если 9 декабря никакого результата вновь не будет, будут досрочные парламентские выборы.
Сейчас все идет к коалиции между БЮТ и Партией регионов. Переговоры между, казалось бы, непримиримыми оппонентами стали возможны, когда команда президента отвергла ультиматум Тимошенко о немедленном воссоздании коалиции «оранжевой». В Киеве поговаривают, что премьер наконец нашла общий язык с той частью Партии регионов, которая была ориентирована на коалицию с НУ–НС. Якобы договорились, что Тимошенко остается главой кабмина, но под ее начало в экономическом блоке придут министры-регионалы. Представители Партии регионов сменят и нынешних вице-премьеров.
Однако, как официально утверждают во фракции ПР, переговоры в Раде ведутся как с Блоком Юлии Тимошенко, так и с пропрезидентской НУ–НС. «Понимание есть и с одной, и с другой стороной, – рассказала газете ВЗГЛЯД член фракции Партии регионов Анна Герман. – И есть абсолютные шансы для создания коалиции. Все зависит от того, с какого проекта Партия регионов получит больше возможности для реализации нашей антикризисной программы».
При этом соратник Анны Герман Сергей Лёвочкин сообщил журналистам, что за месяц Партии регионов удастся уговорить Тимошенко уступить место премьер-министра Украины Виктору Януковичу.
В БЮТ подобные версии не комментируют, заявляя, что о должностях пока речь не идет. Для них главное, «чтобы работало большинство и работал парламент». «Мы прогнозируем, что коалиция может быть создана на базе двух политических сил – БЮТ и Партии регионов, после чего к ним присоединятся другие фракции для создания большой коалиции, – пояснил газете ВЗГЛЯД член БЮТ Валерий Писаренко. – Мы хотим поработать на этих выходных, чтобы на понедельник уже иметь окончательные варианты коалиционных документов и во вторник объявить о создании такой коалиции».
При этом народный депутат напомнил о заявлении самой Тимошенко: «Она не будет ставить условие своего премьерства как обязательное для создания новой большой коалиции». «Я думаю, что Юлия Владимировна найдет себе достойную должность в новом большинстве и в новой системе власти», – сказал политик.
Ну а представители других фракций :НУ–НС, коммунистов и Блока Литвина – злорадно сообщают журналистам, что речь идет только о портфелях и ни о чем более. При этом «оранжевые» называют возможный союз БЮТ и «регионалов» «кремлевской коалицией».
Причем маловероятной. По словам члена НУ-НС Романа Зварыча, совещание в четверг завершилось после того, как один из его участников сказал, что «кресло премьера на два не делится», намекая на то, что главной проблемой между БЮТ и ПР является именно премьерская должность. Впрочем, шепчут в кулуарах парламента, Виктор Янукович мог бы согласиться и на пост спикера Рады.
Наконец, в четверг альянс БЮТ и Партии регионов прокомментировал сам Виктор Ющенко. Президент Украины считает, что создание коалиции между этими фракциями «нанесет большую угрозу украинской демократии». Об этом он сказал на пресс-конференции по итогам встречи с находящимся в Киеве таджикским коллегой Эмомали Рахмоном.
При этом Ющенко оценил создание такого формата большинства в парламенте как очень вероятное. «Создание этой коалиции очень вероятно. Формально она на сегодня создана», – считает президент, опасающийся ревизий украинской конституции и законодательства.
К примеру, Ющенко выступает против избрания президента Верховной радой. «Президента должен избирать народ, а изменения конституции должны проводиться через вынесение этого вопроса на всеукраинский референдум. Избрание президента Верховной радой – это те вещи, которые разрушают украинскую демократию и отбрасывают Украину на много лет назад. Я как президент этого не допущу», – отрезал он.