В рамках своей пресс-конференции в Москве министр иностранных дел РФ Сергей Лавров еще раз пообещал, что в наступившем году Россия не даст вовлечь себя в конфронтацию и будет проводить взвешенную, объединительную политику.
Прецедент будет создан не потому, что Россия этого хочет
На сегодняшний день Москва констатирует в мире ряд процессов, которые трактует не иначе как «попытки подорвать международную законность». По словам Лаврова, разрыв правового пространства будет иметь серьезные негативные последствия, которые сложно предсказать.
Разумеется, речь в первую очередь, идет о Косове. Причем у Москвы вызывает недоумение не только позиция Запада по этому вопросу, но и трактовка роли России в решении сложившейся проблемы. Особенно в контексте ситуации с Абхазией и Южной Осетией.
«У многих укоренилось в умах, что Россия так твердо выступает по Косову, предостерегая, что это будет прецедент, а сама в душе только и ждет, чтобы это произошло, чтобы затем начать признавать всех подряд вокруг себя», – констатировал глава МИДа, добавив, что «нет ничего более ложного в понимании российской позиции».
«Прецедент будет создан не потому, что Россия этого хочет», – отрезал Лавров и напомнил, что Россия никогда не заявляла, что признает Абхазию и Южную Осетию после признания независимости Косова.
Лавров подчеркнул, что российская сторона прекрасно понимает дестабилизирующий эффект сепаратистских процессов, и в ее интересах сохранить стабильность, не допускать нарушений международного права.
«Мы сами не так давно эту угрозу на себе испытали, поэтому уж в чем-чем нас можно подозревать, но только не в этом», – резюмировал он.
Раз уж речь пошла о Чечне, Лавров выразил мнение, что поездки туда иностранных журналистов пока не до конца безопасны из-за бандитских «недобитков».
«Несмотря на разительные перемены, в Чечне и на Северном Кавказе в целом есть еще те, кого называют недобитками, которые пытаются повернуть колесо истории вспять. У них ничего не получится, но вреда они могут сделать много», – сказал Лавров, отвечая на вопрос иностранной журналистки о том, почему свободный въезд в Чечню представителям иностранных СМИ пока закрыт.
«Мы в известной степени несем ответственность. Туда нельзя ездить без охраны, и те, кто ездит без охраны, некоторые из них плохо кончили», – заявил российский министр.
Возвращаясь к международной обстановке, Лавров еще раз напомнил, что у России «нет никаких враждебных намерений» ни к одному государству мира и Москва «нацелена на сотрудничество со всеми, кто готов к этому».
Так, Москва искренне желает, чтобы в отношениях с Грузией чувство искренней дружбы преобладало над политическими соображениями, а с Латвией были «нормальные взаимовыгодные отношения без привнесенных конъюнктурных раздражителей».
В России «отмечают позитивную динамику в отношениях с Латвией, договорились о контактах на 2008 год, решили вопросе о границе, торгово-экономических отношениях, воинских захоронениях». «Это не всем нравится, есть, наверняка, люди, которые хотели бы, чтобы отношения России с Латвией были проблемными, чтобы сохранялись дополнительные раздражители», – добавил глава МИД РФ.
Министр выразил уверенность, что «эти люди не возобладают и что позиция Латвия останется на основе договоренностей, которые уже достигнуты». В этом ключе и будет рассмотрен вопрос вокруг высылки из Риги одного из российских дипломатов, подчеркнул Лавров.
Российский министр счел нужным дать и заочный ответ президенту Литвы Валдасу Адамкусу, опасающемуся новой холодной войны, которую развяжет Россия ввиду роста своей экономической мощи.
Глава МИДа признал, что за последние годы Россия «укрепила свои позиции в международной экономике, финансах, стала выступать в международных отношениях как страна-донор». «Свидетельством признания наших успехов стали решения о проведении в 2012 году саммита АТЭС во Владивостоке и Зимних олимпийских игр 2014 году в Сочи», – напомнил он.
Однако Россия не будет злоупотреблять своим экономическим весом в сотрудничестве со странами на пространстве бывшего СССР и не собирается навязывать свои решения другим странам СНГ.
«Ведущая роль России заключается не в том, чтобы мы навязали такую роль. В любом интеграционном объединении более крупная экономика всегда имеет и больший голос в решении практических вопросов, но мы не будем злоупотреблять своим весом и всегда будем идти только на те решения, которые добровольно принимаются нашими партнерами», – пояснил Лавров.
«Мы имеем свои нескрываемые, прозрачные интересы на постсоветском пространстве, и эти интересы мы намерены реализовывать через взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами СНГ», – резюмировал глава МИДа.
Более того, по мнению министра, говорить о «сферах влияния» в настоящее время не вполне корректно, поскольку это терминология времен холодной войны. А ключевая задача на этот год – качественное преобразование всей архитектуры европейской безопасности, окончательное избавление ее от идеологии холодной войны. В этом контексте Россия выступает за создание современной и открытой системы коллективной безопасности.
В контексте холодной войны не могла не всплыть и тема со скандалом вокруг Британского совета. Так, Лавров отметил попытки Великобритании вынести проблему на общеевропейский уровень и спекулирование понятием «европейской солидарности». А оценку скандала со стороны председательствующей в ЕС Словении Лавров назвал «упрощенной» и «извращенной».
Коснулся Лавров и других топовых тем последнего времени. Заявил, в частности, что все-таки надеется на подписание мирного договора между Россией и Японией, а основу для его заключения создаст экономическое сотрудничество.
Лавров подтвердил, что переговорный процесс между странами по прежнему «основывается на тех договоренностях, которые были достигнуты между Россией и Японией по этому вопросу за все предыдущие годы».
Касаясь ближневосточного конфликта, Лавров подчеркнул, что Россия категорически осуждает ракетные обстрелы Израиля. Впрочем, «непропорциональные ответные меры также неприемлемы». Попытка Израиля ввести блокаду сектора Газа Москвой также осуждается, благо «ничего, кроме новых страданий и без того находящегося в тяжелом положении населения Газы, это не принесет».
«Россия в наших контактах со всеми участниками процесса пытается найти формулу, которая обеспечила бы немедленное прекращение огня, это задача номер один», – подчеркнул российский министр.
Напоследок Лавров выразил уверенность, что международные позиции России будут укрепляться и в дальнейшем. Благо этот «основанный на защите национальных интересов и прагматизме внешнеполитический курс пользуется всё более широким пониманием и поддержкой за рубежом и одобрением общества внутри страны».
«С таких позиций мы будем вести свою политику и впредь», – подытожил Лавров.