Также уменьшилась поддержка другой крупнейшей партии – Всегреческого социалистического движения ПАСОК. Оно получило 38,1% голосов (102 места в парламенте, вместо прежних 117). Разрыв с победителем объясняется тем, что по закону первая партия получает «приз» в 40 мандатов, а остальные места распределяются по пропорциональной системе.
Сенсацией политологи назвали попадание в парламент ультраправого Народного православного призыва
То, что «Новая демократия» сохранит большинство мест в парламенте, стало понято после обнародования предварительных результатов и данных с эксит-поллов. Таким образом, прогноз Министерства внутренних дел, ответственного за проведение выборов, сулившего победу НД и ПАСОК, подтвердился.
Сторонники «Новой демократии» вышли на улицы Афин после подсчета 30% бюллетеней. Вместе с политиками народ начал праздновать победу. На центральной площади Синтагма столпились тысячи людей.
Они размахивали флагами, дудели в дудочки и пели песни. Сотни человек съехались к штаб-квартире партии в самом центре столицы, чтобы послушать лидера партии Костаса Караманлиса.
Когда больше половины бюллетеней были обработаны, лидерство правящей партии ни у кого не вызывало сомнений. Это означает, что правоцентристы сформируют однопартийное правительство.
В понедельник об этом премьер-министра и лидера партии Костаса Караманлиса попросит президент Греции Карлос Папульяс. На следующий день новый кабинет министров будет приведен к присяге.
Обращаясь к нации, Караманлис пообещал продолжать реформы. «Вы дали мне четкое указание продолжать реформы, нужные стране», – сказал господин Караманлис.
«Мы будем продолжать планомерно работать, создавая сильную экономику, борясь с бедностью, помогая пенсионерам с низкими доходами, давая новые возможности молодежи, укрепляя социальное государство», – цитирует премьера РИА «Новости».
Он добавил, что ответственен за худший по сравнению с прошлыми выборами результат. «Я ощущаю двойную ответственность. Мы должны стать лучше, избегать ошибок, быть еще ближе к народу», – пообещал Караманлис.
Мелкие партии тоже радуются успеху. В парламент прошли три небольшие политические силы, которые преодолели трехпроцентный барьер. По последней информации, коммунисты получили 8,1% голосов. Леворадикальный союз – 4,4%. Это означает, что они увеличат свои фракции до 22 и 12 человек соответственно.
Не меньшей сенсацией политологи назвали попадание в парламент ультраправого Народного православного призыва (ЛАОС). Такого результата националисты добились впервые. Они получат 10 мест.
По сравнению с фаворитом выборов, маленькие партии получили совсем немного, однако этот результат они считают успешным. «Многие граждане страны смело выступили против ведущих партий независимо от того, согласны ли они с нами полностью. Мы приложим все усилия для ослабления двух партий власти», – сказала генсек Коммунистической партии Греции Алека Папарига.
Руководитель Леворадикального союза Алекос Алаванос уверен, что его партия получила голоса во многом за счет активности молодежи, которая пришла на выборы. «Спасибо молодежи, получающей 400 евро в виде зарплаты. У власти будет однопартийное правительство, но оно столкнется с противостоянием мощного общественного движения», – сказал он.
Последним перед публикой появился лидер ультраправых Йоргос Карадзаферис. Он заявил, что полностью удовлетворен результатами своей партии.
«Мы будем поддерживать правительство в том, что оно будет делать для Греции. Если оно пойдет против греческих интересов, мы будем против него. Мы будем бороться за то, чтобы Греция осталась у греков», – пригрозил лидер националистов.
В центре этой избирательной кампании были вопросы не внешней политики, а внутренней. Интригу этого слова этим выборам в буквальном смысле подогрели катастрофические лесные пожары.
В результате августовских событий погибли десятки людей. Ситуацией воспользовалась оппозиция, которая критиковала власть за неспособность быстро локализовать проблему.
До того как в Греции начались пожары, Караманлис назначил выборы за 6 месяцев до истечения срока своего пребывания на посту премьер-министра. Он предполагал, что его партия триумфально победит на выборах.
Но часть электората отказала ей в поддержке. Тем не менее результат для партии оказался не настолько плачевным, как предполагали некоторые наблюдатели.