Большинство экспертов не ожидали на этой неделе каких-либо крупных политических сенсаций. Предполагалось, что политические партии будут продолжать подготовку к выборам, время от времени сливая в прессу компромат друг на друга. Однако вышло совсем по-другому: после небогатого событиями лета Владимир Путин показал, что самым главным ньюсмейкером страны является он сам.
«Не угадали ни одной буквы»
Малоизвестный чиновник из финансовой разведки явно никак не вписывался в прогнозы «знатоков кремлевских тайн
Информация о возможной скорой отставке кабинета Михаила Фрадкова просочилась в СМИ еще в конце прошлой недели, но большинство экспертов не восприняли ее всерьез. Что и неудивительно: «вброс» был осуществлен в региональном интернет-издании устами политолога, никак не относящегося к «кругу первому».
А вот когда в среду данные подтвердили респектабельнейшие «Ведомости» (причем со ссылкой на собственные высокопоставленные источники издания) – здесь аналитики уже озаботились вопросом всерьез.
Вот только времени для анализа у них к этому моменту уже практически не осталось: уже к половине третьего стало известно, что Фрадков подал в отставку – и отставка эта принята президентом.
Вообще говоря, среда стала своего рода черным днем отечественных политтехнологов. После «неугаданной» отставки их ожидал новый «облом» – причем еще более существенный. В качестве кандидатуры нового премьер-министра наперебой стали называться фигуры из стандартной «обоймы» имен во главе с Сергеем Ивановым; имя же Виктора Зубкова не назвал никто.
Причем угадать не удалось не только конкретное имя, но и общий подход: малоизвестный чиновник из финансовой разведки (чье имя часто и громко упоминалось в прессе только в связи с банковским кризисом лета 2004 года) явно никак не вписывался в прогнозы «знатоков кремлевских тайн».
Некоторые аналитики даже предположили, что одним из скрытых мессиджей нового назначения было «не гадайте, все равно не угадаете».
Дела партийные
На фоне истории со сменой правительства «дела партийные», как нетрудно догадаться, отошли на третий план. Особенно с учетом того, что и «твердой фактуры» оказалось не так уж много. Ну, провела свой съезд партия «Яблоко», утвердила свой список кандидатов – но интересного тут не так уж много: вероятность прохождения в Думу соратников Григория Явлинского уверенно стремится к нулю.
Что, впрочем, и неудивительно: после провала в 2003 году яблочники вообще ничем себя не проявили. За исключением разве что нескольких сомнительных акций молодежного крыла партии и участия в них «взрослого» Сергея Митрохина. Бедненько, прямо скажем.
Да и озвученный состав первой тройки списка энтузиазма никак не прибавляет: к дежурным фамилиям самого Григория Алексеевича и его верного спутника Сергея Иваненко добавилась фигура правозащитника Сергея Ковалева, чей рейтинг можно охарактеризовать как скорее отрицательный.
Куда занимательнее выглядит ситуация в партиях, которые только готовятся к утверждению списков. Так, одной из самых шумных тем недели стала престранная эпопея с возможным выдвижением от Союза правых сил Андрея Сычева, ставшего жертвой неуставных отношений в армии.
История, выражаясь деликатно, получилась на редкость неприятная: такое ощущение, что часть лидеров СПС демонстрирует полную неосведомленность во внутрипартийных делах, а другая часть – совершенно запредельный цинизм. Есть очень серьезные сомнения в том, что оба упомянутых качества – хороший стимул для привлечения избирателей.
Впрочем, на российской политической сцене есть как минимум один пример того, как в меру здоровый цинизм может оказаться вполне электорально привлекательным. Речь, как нетрудно догадаться, идет об ЛДПР.
В пятницу Владимир Жириновский сделал очередной эффектный жест, сообщив о том, что в первой тройке партийного списка наряду с самим ВВЖ и его сыном Игорем Лебедевым окажется Андрей Луговой, обвиняемый британским правосудием в прямой причастности к убийству Александра Литвиненко.
Сам Луговой на следующий день подтвердил свое намерение баллотироваться в Госдуму от либерал-демократов. Надо полагать, что потерю такой медийной фигуры, как Алексей Митрофанов, решено компенсировать приглашением персоны не менее раскрученной прессой – и при этом более чем скандальной. Законы жанра соблюдены, ничего не скажешь.
От Лондона до Сочи
Сам Луговой на следующий день подтвердил свое намерение баллотироваться в Госдуму от либерал-демократов |
Деятельностью на партийном поприще г-н Луговой на неделе не ограничился, подав в Тверской суд Москвы иск к газете «Коммерсант» (рассмотрение дела начнется в понедельник).
За распространение «сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию» предприниматель намерен взыскать с издания круглую сумму в 20 млн рублей.
Главный редактор «Коммерсанта» уже признал, что употребленные в оспариваемой статье формулировки были некорректны. По его словам, «Литвиненко был назван жертвой Лугового, что недопустимо, до суда назвали его убийцей. Мы на суде будем готовы признать эту вещь».
При этом г-н Васильев выразил недоумение суммой иска: «Есть такое впечатление, что на этой истории Андрей захотел еще немножечко заработать бабок. В его ситуации это не совсем правильно».
Что имел в виду главред популярной газеты, не вполне понятно. Если речь шла о грядущей политической карьере Андрея Лугового, то не следует забывать, что его новые соратники никак не чужды ни громким скандалам, ни почтительному отношению к большим деньгам.
Если же подразумеваются неприятности коммерсанта, связанные с британской Фемидой, то на таком фоне любые гражданские иски с его стороны вообще полностью меркнут.
Напоследок отметим любопытное кадровое перемещение: председатель правления ОАО «Транснефть» Семен Вайншток был назначен руководителем вновь созданной олимпийской госкорпорации и будет теперь заниматься вопросами, связанными с подготовкой к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи.
Эксперты долго прикидывали, следует ли считать новое назначение повышением или понижением – но похоже, что сошлись на том, что речь идет о повышении. Транспортировка нефти – дело, конечно, серьезное, но не нефтью единой.
А вот олимпийское направление с приближением 2014 года будет выходить на первый план – да и бюджеты там, прямо скажем, не уступающие иным сырьевым. Можно предположить, что такая мощная фигура, как Вайншток, станет в числе прочего своеобразным противовесом ведомству Германа Грефа, курирующего подготовку по своей линии.