Марат Гельман* – известный политтехнолог, специалист по современному искусству и владелец старейшей частной галереи в постперестроечной России. Константин Рыков – глава издательского дома и возможный кандидат в депутаты от «Единой России» как победитель праймериз в Нижегородской области. Оба они – ветераны русского Интернета и авторитетные блоггеры.
Аудитория Интернета вырастет в ближайшие 3–4 года до 40 млн человек
Разговор шел не только о политике, но о политике в первую очередь. Сегодня многие политические деятели приходят в Сеть, и это не случайно. Марат Гельман объяснил, что дело не в том, что Интернет сейчас стал более влиятельным ресурсом, нежели телевидение. Просто политики «не понимают, как с этим работать», а потому «боятся неожиданностей».
«Неожиданности», которые могут быть созданы посредством Интернета, Гельман обрисовал на примере «оранжевой революции»: «Когда с помощью блогов на Украине начали собирать Майдан – оповещение было через Интернет в течение трех часов – и 20 тыс. человек на улице».
Константин Рыков также добавил, что Интернет «может стать опасным», поскольку «для выборного процесса это инструмент». И если им пользуются – возможно все.
В то же время гости РСН были единодушны в том вопросе, что Интернет – давно уже не скопище либеральной оппозиции и национал-радикалов, которые ранее «ходили» из Интернета прямо на улицы. В Сети давно и прочно поселились как противники существующей власти, так и ее сторонники. «В Интернете народ сейчас такой же, как на улицах Москвы», – резюмировал Гельман. А Рыков добавил, что «политизированная часть ЖЖ и блогов – очень небольшая, 3–4% от всей аудитории».
Озвучили собравшиеся и еще один тип угрозы, который несет в себе Интернет. На этот раз не для проводимой государством политики, а для самих политиков.
«Собрались политики в бане, девчонок пригласили, – обрисовал ситуацию Марат Гельман. – Одна записала в фотоаппарат, потом заходит к себе в Интернет: «Вчера тусовалась с политиками, а там Владимир Вольфович Митрофанова хлесткой бьет».
Вообще, на реальную политику участники беседы примеряли интернет-сленг не раз и не два. Так, Рыков сформулировал грядущее назначение премьер-министром Виктора Зубкова как «апгрейд» политсистемы Владимиром Путиным, и Гельман с этим согласился.
«Мы вчера увидели, что сценарий будет более интересным. Кино – сели в кресла, купили попкорн, будем смотреть и гадать, но никто, кроме режиссера, куда это двинет, не знает, – заключил галерист. – Мое предположение: ввиду того что нет проблем у «Единой России» победить на парламентских выборах, нет проблем и у Путина назвать человека, и все за него проголосуют».
Но возможен, по мнению Гельмана, и другой вариант. К предполагаемым «преемникам» Медведеву и Иванову сейчас уже добавлен Зубков, а вскоре присоединится еще и Миронов. «Четыре красавца – каждый возможен вполне. Дальше нам предъявят процедуру: «Единая Россия» проводит праймериз – кого из этих четырех выдвинут на президента?»
Напоследок гости обратили внимание на еще один фактор, который, занимаясь предвыборными технологиями, не учитывать нельзя, – это дешевизна Интернета. Как инструмент он может снизить стоимость избирательной кампании. Причем в разы.
«Аудитория Интернета вырастет в ближайшие 3–4 года до 40 млн человек, – подчеркнул Рыков. – И если говорить не о политике, а о рекламе, сейчас Интернет – вторая по эффективности площадка после телевидения».
«А в целом игра будет очень интересная, – заключил Рыков. – Я вижу несколько слоев. Для кого-то это будет игра «остаться в живых», например для ЛДПР. Для кого-то – «взять как можно больше», для кого-то – «стать игроком». Задач много».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом