Владимир Путин не исключает, что Москва может вновь нацелить свои ракеты на Европу, если Вашингтон разместит там элементы противоракетной обороны. Об этом российский лидер рассказал в интервью нескольким крупным газетам стран G8 в преддверии саммита, который пройдет 6–8 июня в германском городке Хайлигендамм.
Мы на 300 000 человек сократили наши Вооруженные силы. Мы совершили и некоторые другие шаги, которые были необходимы
Путин отметил, что Россия не нацеливала свои ракеты на Европу со времен окончания холодной войны. «Мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы была понятна наша позиция, и мы не исключаем, что наши американские партнеры могут пересмотреть свое решение», – сказал Путин. Кроме того, он добавил, что «в случае размещения систем противоракетной обороны в Европе предупреждает: будут ответные шаги».
«Мы вынуждены обеспечивать свою безопасность. И не мы инициаторы этого процесса», – пояснил Путин.
Опережая желание журналистов уточнить, что это за «шаги», российский лидер заявил: «Какие это шаги? Конечно, у нас должны появиться новые цели в Европе».
Путин не сомневается, что наличие ПРО у одной стороны и отсутствие у другой создает «иллюзию защищенности» и увеличивает возможность развязывание ядерного конфликта.
При этом президент напомнил, что только Россия выполняет условия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), передает РИА «Новости». «Мы его реально выполняем, мы вывели за Урал с европейской части России все наши тяжелые вооружения. Мы на 300 000 человек сократили наши вооруженные силы. Мы совершили и некоторые другие шаги, которые были необходимы по ДОВСЕ», – сказал Путин.
Но в то же время Восточная Европа, подчеркнул Путин, «наполняется новыми вооружениями». Речь идет о двух новых базах, создаваемых на территории Румынии и Болгарии, а также о локаторе в Чехии и ракетах-перехватчиках в Польше. «Если мы односторонне разоружаемся, то мы хотели бы видеть хотя бы готовность наших партнеров делать то же самое в Европе», – еще раз озвучил позицию России президент. Но вместо этого, по его мнению, Восточная Европа «накачивается» новыми системами оружия. Вот почему Россия объявила мораторий на исполнение ДОВСЕ.
Владимира Путина не убедили многократные заявления высокопоставленных чиновников американской администрации и Пентагона о том, что ПРО не направлена против России, а создается лишь для того, чтобы в будущем свести на нет попытки так называемых стран-изгоев нанести ракетный удар по Европе. Путин полагает, что у Ирана нет ракет с дальностью 5–8 тыс. километров, поэтому все аргументы американцев «неубедительны».
Он считает, что американская ПРО в Европе будет работать в автоматическом режиме со всем ядерным потенциалом США. «Это будет неотъемлемой частью ядерного потенциала США», – сказал Путин, добавив, что это «меняет всю конфигурацию международной безопасности».
Ссылаясь на российских военных экспертов, Путин сказал, что ПРО затронет территорию России вплоть до Уральских гор. «Наши военные специалисты полагают, что эта система, конечно же, затронет территорию Российской Федерации, вплоть до Уральских гор. И, разумеется, мы вынуждены будем на это реагировать», – сказал президент.
Путин считает, что размещение американской ПРО в Европе нарушит стратегический баланс в мире. Впрочем, Россия, похоже, уже нашла свой «асимметричный ответ» на попытки США продвинуться на Восток. На прошлой неделе российские военные удачно испытали два типа стратегических ракет. Один их них – это новая межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 с несколькими боевыми блоками (по неподтвержденным данным, не менее шести).
«Для того чтобы этот баланс восстановить, не создавая у себя системы противоракетной обороны, мы вынуждены будем создавать системы преодоления этой ПРО, что мы и делаем сейчас», – сказал Владимир Путин. Он также предупредил, что лишь размещение элементов противоракетной обороны рядом с границами России толкает Россию на ответные меры.
«В случае размещения систем противоракетной обороны в Европе и сегодня предупреждаем: будут ответные шаги. Мы вынуждены обеспечивать свою безопасность», – пояснил российский лидер.