20 июня к трем часам дня у Театральной площади вдоль улицы Петровки в Москве собирается около 30 активистов молодежного движения «Местные». Пока светофор на перекрестке Петровки с Театральным проспектом разрешает движение автомобилям, активисты раздают прохожим листовки и зеленые же ленточки, рассказывая о том, как вредно пользоваться частными извозчиками.
Мастерство и ответственность водителя от национальности не зависят
Дождавшись красного сигнала светофора, «местные» выбегают на проезжую часть и начинают стучаться в окна всех доступных автомобилей, пытаясь раздать водителям как можно больше зеленых ленточек. Водители реагируют по-разному: кто-то считает, что молодежь рекламирует какой-нибудь товар, и общаться с ней не хочет; кто-то отказывается общаться, не «желая связываться с политикой». Некоторые же охотно откликаются на речи борцов с нелегалами и обещают повязать ленточку на свою машину.
Рядом глава «Местных» Сергей Фатеев координирует работу своих соратников. «Сегодня здесь, на Театральной площади, мы раздали уже полторы тысячи ленточек, – хвалится он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – К 28 числу мы раздадим 700 тысяч! А потом отправим обращение в Федеральную миграционную службу с требованием ужесточить правила получения водительских прав для иностранцев».
По словам Сергея, жители Москвы уже и сами понимают, что пользоваться услугами нелегалов за рулем опасно для жизни. И население города просто следует подтолкнуть, чтобы оно перестало рисковать. «Нелегалы не имеют регистрации, если происходит какое-то ЧП, они скрываются с места аварии, не неся за нее никакой ответственности. Машины оформлены не на них, а на граждан России, зачастую об этом не подозревающих. Водить они не умеют. И зачем нам такие на дорогах нужны?»
Против водителей-россиян Фатеев ничего не имеет. Россиянам от ответственности не уйти, поэтому они водят аккуратнее. На вопрос, как отличить гражданина России от не гражданина, Фатеев отвечает уклончиво: «Ну вы же все понимаете… по характерным признакам!»
Судя по реакции останавливающихся водителей и пешеходов, мнение Фатеева о нелегальных водителях разделяют многие москвичи. 28 июня сторонники «Местных», обладающие автомобилями, должны будут минуту сигналить в поддержку акции. «Правил дорожного движения они этим не нарушат, – поясняет Фатеев, – как раз минуту в черте города сигналить и разрешено».
К «Местным» неожиданно подходит немолодой человек в модной футболке. «Я хочу выразить вам свою поддержку», – говорит он. Человека зовут Сергей Пешев, он сотрудник одной из московских транспортных компаний, и он тоже не хочет, чтобы по Москве ездили нелегальные иммигранты. У самого Сергея машины нет, но есть у его жены. Он «обеспокоен ее безопасностью», ведь «эти люди (нелегалы. – Ред.) вообще водить не умеют».
Решить проблему с такси, по словам «Местных», обещают главы московских таксопарков. Так, Фатеев утверждает, что лицензированные таксисты инициативу «Местных» поддерживают и обещают снизить цены, даже демпинговать, лишь бы пользоваться (цитируем Фатеева. – Ред.) «чуркомобилями» было невыгодно. Возможно, снижение цен на такси поможет в борьбе с частным извозом лучше любых зеленых ленточек. Тем более что помешать иностранцам водить автомобили никто не в состоянии.
Согласно Конвенциям ООН «Дорожное движение и безопасность на дорогах» страны – участники конвенции принимают в своей стране водительские права международного образца. И в эту конвенцию входит большинство стран мира, включая ближайших соседей Российской Федерации. Но «Местные» говорят: «Нужно обратить внимание ФМС на проблему «бомбил». И обращают как могут.
В четыре часа активисты движения начинают собирать вещи. «Так, быстро раздаем оставшиеся ленточки, пора идти», – командует один из бригадиров движения.
По дороге от Театральной площади до Охотного Ряда мне умудрились впихнуть четыре зеленые ленточки «Местных».
Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать инициативу «Местных» члена высшего совета партии «Гражданская сила» Максима Кононенко, известного своей персональной борьбой против взяточничества на дорогах. «Это идиотская инициатива, – говорит Кононенко. – Надо призывать людей не пользоваться услугами нелицензированных частных перевозчиков вообще. Потому что это просто-напросто отложенное самоубийство. Национальность же такого таксиста на раздолбанных «жигулях» никакого значения не имеет – это может быть и азербайджанец, может быть и русский. Мастерство и ответственность водителя от национальности не зависят. Если водитель такси не пристегнут – тут уже незачем смотреть на национальность. Тут уже ясен диагноз». «Пользуйтесь такси», – говорит Кононенко.