Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 года», по которому Россия присоединяется к международным санкциям против КНДР, связанным с ядерными испытаниями этой страны.
Присоединение к резолюции может быть связано с недавним визитом Кондолизы Райс в Москву и является своеобразной подачкой западным странам
Теперь всем российским госучреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам и банкам запрещается транзит через территорию РФ, вывоз в Северную Корею военной техники, предметов роскоши и технологий, которые могут быть использованы в корейской ядерной программе.
В частности, запрет касается боевых танков, вертолетов, самолетов, кораблей, бронемашин, артиллерийских систем, ракетных пусковых установок, ювелирных изделий общей стоимостью свыше 50 тыс. рублей, дорогих наручных часов, парфюмерных товаров стоимостью выше 5 тыс. рублей, дорогих меховых изделий, марочных вин, а также легковых автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей.
Также запрещена подготовка специалистов, чья деятельность может быть использована для производства оружия массового уничтожения. Границы России закрываются для лиц, несущих ответственность за поощрение и поддержку ядерной программы Северной Кореи. Впрочем, запрет не распространяется на лиц, прибывающих с «гуманитарной необходимостью», включая религиозные цели, миссии мира и визиты, направленные на сворачивание ядерной и ракетной программ КНДР.
Указом также запрещены финансовые операции с денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами юридических или физических лиц, которые, как установлено ООН, являются участниками либо обеспечивают поддержку программ КНДР, связанных с ядерным оружием.
Впрочем, запрет на финансовые операции не может быть применен, если деньги, переводимые в КНДР, используются для гуманитарных целей, для покрытия «основных расходов», включая оплату продуктов питания, аренды жилья, кредитов, или для оплаты «в разумных пределах» услуг специалистов, работающих с Россией.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, как сообщает РИА «Новости», выступил в поддержку введения санкций Россией в отношении Северной Кореи и считает, что это единственный способ решить проблему. «Мировое сообщество сделало достаточно шагов навстречу Пхеньяну, но, видимо, без санкций проблему не решить», – сказал Маргелов.
«Президентский указ запоздал, резолюция, требовавшая ввести санкции против КНДР, была принята после проведения корейских ядерных испытаний в октябре 2006 года, а Россией начала поддерживаться только сейчас», – не согласился с сенатором старший научный сотрудник центра корейских исследований Института Дальнего Востока Константин Асмолов, комментируя ситуацию для газеты ВЗГЛЯД.
«Следует вспомнить, что США и Япония ввели аналогичные, даже более жесткие санкции сразу после ядерных испытаний, еще до принятия резолюции ООН. Возникает вопрос – почему Россия так поздно присоединилась к международному сообществу. На мой взгляд, присоединение к резолюции может быть связано с недавним визитом Кондолизы Райс в Москву и является своеобразной подачкой западным странам».
Эксперт обратил внимание на то, какие именно санкции мы применяем против КНДР. «По резолюции ООН, Россия не должна поставлять в КНДР ядерные технологии, но мы их и так не поставляем. Мы не должны поставлять тяжелое вооружение, но мы и так его не поставляем. Более того, уже в советские времена Москва, опасаясь за стабильность рядом с нашими границами, максимально ограничила список поставляемых в КНДР вооружений».
Далее Асмолов сказал: «Мы не должны отправлять в КНДР предметы роскоши, но мне кажется, что западные политологи и аналитики поверили в собственные мифы, распространяемые о северокорейском режиме. По одному из таких мифов, власть Ким Чен Ира держится на предметах роскоши, которыми он одаривает собственную элиту. И только на этих предметах роскоши и держится лояльность корейской элиты к своему лидеру. Впрочем, этот пункт санкций можно расценивать как попытку позлить северокорейскую элиту».
Эксперт полагает, что санкции мирового сообщества, направленные на предотвращение создания северокорейской атомной бомбы, устарели: «Корея уже ядерная держава, и корейская ядерная бомба уже гарантирует, что в эту страну «оси зла» американцы с военной операцией не полезут». Хотя уверенности в том, что у КНДР ядерное оружие действительно имеется, нет ни у кого – кроме Ким Чен Ира.
Словно подтверждая слова российского эксперта, власти КНДР сделали вид, что их российские санкции не беспокоят. Да и как могут обеспокоить всякие внешние дела страну, провозгласившую идею опоры на собственные силы (чучхе)?
Зато заволновалась соседняя Южная Корея. В ходе прошедшего в среду 21-го раунда межкорейских переговоров на уровне министров Сеул предложил Пхеньяну провести совместное обсуждение и выработку плана развития двустороннего сотрудничества в военной, политической и экономической сферах.
Не окажется ли, что российские санкции не столько помешают одной из двух Корей, сколько помогут им обеим?