«Против политических лидеров оппозиции, против наших активистов, даже против рядовых граждан, поддерживавших акции протеста, за эти дни власти осуществили настоящие репрессии, – утверждает председатель Республиканской партии Давид Усупашвили. –
По словам представителей «Имеди», 90% аппаратуры телекомпании было разгромлено
Задержания, штрафы, звонки с угрозами, избиения – вот такими методами нас пытаются запугать. Вся государственная машина работает для того, чтобы президент Михаил Саакашвили удержал власть».
Грузинская оппозиция сейчас вырабатывает стратегию действий после отмены режима чрезвычайного положения. Коба Давиташвили, глава Партии народа, заявил, что «обязательно возобновятся митинги и манифестации». «Мы вынудим власти пойти на уступки», – сказал он.
Однако если оппозиция не получит полномасштабный доступ к средствам массовой информации, то говорить о серьезной предвыборной кампании сложно. Поэтому оппозиция настаивает на возобновлении вещания телекомпании «Имеди», на имущество и лицензию которой наложил арест Тбилисский городской суд.
«Мы будем бескомпромиссно бороться за восстановление работы «Имеди», – заявил депутат Леван Гачечиладзе, который выдвинут объединенной грузинской оппозицией кандидатом на досрочных выборах 5 января.
«Если этого не произойдет, мы обойдем всю страну, постучимся в двери каждому, – сообщил он. – Михаилу Саакашвили не запугать нас, это пусть президент нас боится!»
Один из руководителей Лейбористской партии Георгий Гугава заявил, что «если не возобновится работа независимых СМИ, выборы могут и не состояться». Таким образом, лейбористы не исключают возможности бойкота выборов, чего, кстати, весьма опасаются США.
Для Вашингтона очень важно провести выборы так, чтобы Грузия сохранила демократический имидж. Об этом говорил в Тбилиси эмиссар Госдепартамента Мэтью Брайза.
Тем не менее Общественное телевидение Грузии, единственный канал, сохранивший на время ЧП право сообщать о новостях, открывает выпуски сведениями о том, что «Имеди» вещать не будет и после отмены чрезвычайного режима.
Генеральный директор «Имеди» Бидзина Бараташвили заявил, что по поводу действий властей против телекомпании разбираются не только грузинские, но и американские адвокаты.
Накануне председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе приняла журналистов телекомпании. «Бурджанадзе возмущена теми фактами, о которых мы ей рассказали», – заявила ведущая «Имеди» Инга Григолия.
Она, например, сообщила, что «Нино Бурджанадзе не знала, как журналистов укладывали на пол, как отбирали мобильные телефоны».
По словам представителей «Имеди», 90% аппаратуры телекомпании было разгромлено.
«Во время «визита» спецназовцев мы чуть было не потеряли нашу коллегу, – вспоминает журналист «Имеди» Дачи Грдзелишвили. – У нее астма, но ей не давали войти в кабинет за лекарственными препаратами».
«На нас направляли оружие, потом применили слезоточивый газ, потом обстреляли резиновыми пулями, а одну журналистку ударили резиновой дубинкой по голове», – дополняет он.
«Один из наших руководителей – гражданин США, он пытался позвонить в посольство, но у него, как и у всех нас, отобрали мобильный телефон», – рассказывает Грдзелишвили.
В таких условиях для оппозиционеров по-прежнему крайне важна поддержка Запада. В интервью газете «Резонанси», опубликованном в четверг, Леван Гачечиладзе сказал, что планирует вскоре совместно с экс-министром иностранных дел Саломе Зурабишвили, которая названа кандидатом от оппозиции на пост премьер-министра, направиться в Европу для встречи с Хавьером Соланой.
Он не исключил также, что отправится с визитом в США, но пока не стал говорить об этом конкретно.
Надо отметить, что оппозиция конструктивно настроена и по адресу России. Тот же Гачечиладзе сказал: «Мы готовы нормализовать отношения с Россией, но не за счет изменения прозападного курса. Россия должна понять, что мы такая же независимая страна, как она сама».
А другой кандидат в президенты, лидер Партии будущего Георгий Маисашвили, сказал, что «готов к добрососедству и сотрудничеству. При этом Грузия не будет марионеткой ни в руках России, ни в руках США».
«Россия и Грузия – страны, близкие по культуре, православные страны. И это основа для нахождения общего языка и в вопросах внешней и внутренней политики», – считает он.
Некоторые грузинские политологи допускают, что, потеряв поддержку США, Михаил Саакашвили может и не принять участие в досрочных выборах.
Политолог Рамаз Климиашвили сказал, что «команда Георгия Бокерии (депутат, идеолог правящего Единого национального движения) может выдвинуть иного кандидата».
«Не только оппозиция, но и правящая команда понимает: Михаил Саакашвили должен уйти», – заявил политолог.
Впрочем, сомнительно, что Саакашвили, который ранее заявлял о готовности повторно баллотироваться, сойдет с дистанции.