Салехи особо подчеркнул, что «Саега» создан без постороннего содействия иранскими специалистами Университета шахида Сетари при ВВС ИРИ. «Ни одна страна не помогала нам в этой области, мы были вынуждены действовать самостоятельно, опираясь на собственные силы и знания», - заявил главком.
Первые сообщения о разработке Ираном собственного истребителя появились в конце 2004 года, тогда же планировалось, что его серийное производство начнется в 2008 году.
«Вылизанная» копия
В Иране не могли наладить производство запчастей к американской авиатехнике, которую в больших количествах покупал шах Реза
Атаолла Салехи особо подчеркнул, что Saeghe создан для противодействия основному американскому палубному истребителю – штурмовику F-18 Hornet («Шершень») и по ряду характеристик превосходит американский аналог.
Однако это заявление эксперты ставят под сомнение. «Дедушкой» иранской машины был легкий американский истребитель F-5E Tiger II, немалое число которых досталось аятоллам от режима шаха Резы Пхлеви. По-сути Saeghe - это немного увеличенная и аэродинамически «вылизанная» копия американского «Тигра» со сдвоенным вертикальным оперением от «Шершня», чем, действительно, напоминает последний. Что тоже немудрено: прототипы иранского истребителя F-5 и F-18 - прямые родственники: оба в разные годы разрабатывались в одном и том же американском КБ на фирме Lockheed Martin.
Внешнее сходство с «Шершнем» усиливает длинный, уплощенный нос, конструкция воздухозаборников двигателей и длинные вихреобразующие наплывы перед передней кромкой крыла (эта мера улучшает управляемость машины на больших углах атаки), что с точки зрения аэродинамики позволяет отнести машину к разряду вполне современных.
В этом плане самолет, несомненно, превосходит аналогичный по классу китайско-пакистанский FB-1/FC-17 Fengbao-1 (FB-1)/Jaguar-1 и даже более «продвинутый» тайваньский Tsing-Go, созданный «по мотивам» американского F-16. Впрочем, как это свойственно всем закрытым режимам, ни состав бортового вооружения, ни тип двигателей, ни сведений об авионике самолета не приводится.
«Сверхзвук» доступен не всем
В «сверхзвуковой» клуб входит все больше и больше держав (www.keypublishing.com) |
Как известно, одна из наиболее сложных и наукоемких частей любого самолета – его силовая установка. Создать собственный мотор для истребителя не смогли ни шведы (их JAS-39 Grippen оснащен лицензионной копией американского мотора), ни японцы, находящиеся в аналогичной ситуации. «Не по зубам» оказалась эта задачка в свое время и индусам – для ее решения правительство привлекало даже беглых фашистских специалистов.
Почти все китайские самолеты летают на советских/российских моторах или их копиях. К созданию собственных моторов (и то с привлечением российских специалистов) в КНР приступают только сейчас. Сомнительно, чтобы Иран за несколько лет обогнал не самые отсталые в промышленном отношении страны. Более того – до последнего времени в стране не могли даже наладить производство запчастей к американской авиатехнике, которую в больших количествах покупал шах Реза, неплохо разбиравшийся в вопросах авиации.
Таким образом из 79 поставленных Ирану современных истребителей – перехватчиков F-14 сейчас в строю осталось по разным оценкам 20-25 штук. Остальные были «каннибализированны» - то есть неисправные машины послужили источниками запчастей для исправных. Правда, их боевая ценность невелика: ракеты дальнего действия Phoenix в страну не поставляются.
Конечно, для опытного образца иранцы могли снять отремонтированные движки с еще летающих «Тигров». По данным издания Jane’s Defense, Тегеран располагает примерно 60 такими машинами. Между тем с устаревшими американскими моторами, развивающими слишком невысокую (по современным меркам) тягу, самолет имел бы смысл лишь в качестве учебно-боевого.
Однако, скорее всего, иранская «Молния» частично ковалась на просторах 1/6 части суши. От представителей российской фирмы-производителя ОАО «НПП «Звезда» доподлинно известно, что два таких кресла заказаны иранской стороной конкретно под программу Saeghe. Кроме того, в авиационных кругах пару лет ходят упорные слухи о закупке Тегераном большой партии российских моторов РД-33 (такие «движки» ставят на МиГ-29, 40 таких истребителей проданы в страну в начале 90-х).
По тем же слухам, моторы предназначены конкретно под «Саега». Однако, как сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД представитель менеджмента ФГУП «ММПП «Салют», в настоящий момент переговоры о поставках хотя и не начались, но подобная сделка «весьма вероятна». Примерно то же можно сказать и о вооружении: скорее всего, оно также будет российским, по крайней мере, на первом этапе.
Так или иначе, в «сверхзвуковой» клуб входит все больше и больше держав. И, несомненно, рано или поздно Иран туда войдет. Пускай и с ВВС «вчерашнего дня», но, тем не менее, это уже не будет страна, которую можно взять голыми руками (подобно Афганистану и Ираку): основные потери агрессоры понесут именно на этапе боевых действий, а не после, в партизанской войне.