Тегеран больше не рассматривает предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории России и намерен осуществить собственный широкомасштабный проект в этой области. Об этом заявил в воскресенье журналистам официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Хамид Реза Асефи.
Обсуждение российских предложений использовалось Тегераном для того, чтобы создать впечатление о достижении прогресса
«Обстоятельства изменились, - сказал представитель МИД Ирана. - Нам нужно подождать и посмотреть, как развиваются события в пяти странах, обладающих правом вето (в Совете Безопасности ООН)».
По словам представителя иранского внешнеполитического ведомства, принятое на последнем заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) решение об информировании Совета Безопасности ООН по иранской ядерной проблеме является «политическим и неприемлемым».
«Наши прогнозы по поводу возможного решения Совета управляющих МАГАТЭ подтвердились, - сказал Асефи. - Заседание полностью носило политический характер, и даже без обсуждения и голосования и принятия резолюции Совета управляющих МАГАТЭ было принято решение проинформировать СБ ООН об иранской ядерной проблеме».
При этом, передает РИА «Новости», он подчеркнул, что решение об обогащении урана в промышленных масштабах в Иране пока не принято. «Мы пока не начали обогащение урана в промышленных масштабах, - сказал Асефи. - Мы подождем два-три дня и посмотрим, как изменится обстановка».
В российском МИДе пока отказались комментировать очередной демарш Ирана. «Москва изучит заявление МИД Ирана и внесет корректировки в свою позицию», - заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин. По его словам, в настоящее время МИД России не располагает полным официальным текстом заявления внешнеполитического ведомства Ирана. «Между тем Россия продолжает выступать за мирное, дипломатическое решение ядерной проблемы Ирана», - добавил он.
В то же время независимые эксперты считают, что подобными заявлениями Иран вредит только себе. «Решение Тегерана не рассматривать впредь предложения о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории России может «радикализировать» характер предстоящего обсуждения иранской ядерной программы на Совете Безопасности ООН», - считает глава Комитета Государственной думы по международным делам Константин Косачев.
Он также отметил, что как бы ни развивалась ситуация вокруг возможного создания совместного предприятия по обогащению урана на российской территории, «складывалось впечатление, что для Тегерана российские предложения были только дополнением, а не заменой собственной национальной программы по обогащению урана».
Кроме того, по мнению российского парламентария, обсуждение российских предложений использовалось Тегераном для того, чтобы создать впечатление о достижении прогресса.
Такой подход не мог устроить ни Россию, ни международное сообщество в целом, поскольку позиции Москвы и других мировых столиц по вопросу реализации иранской ядерной программы принципиально не расходились, отметил глава профильного комитета нижней палаты российского парламента.
Напомним, в минувшую субботу представитель делегации российских переговорщиков сообщил, что Россия считает невозможным создание совместного с Ираном предприятия по обогащению урана, если иранская сторона не будет соблюдать требования МАГАТЭ. «Под требованиями МАГАТЭ понимаются возвращение Ирана в мораторий на исследования в области обогащения урана и ратификация дополнительного протокола к ДНЯО», - сказал источник.
Он напомнил, что иранские переговорщики неоднократно предлагали в ходе переговоров в Москве и Тегеране подписать документ по созданию на территории РФ совместного предприятия. «Но Россия всегда брала тайм-аут до урегулирования всего пакета вопросов в МАГАТЭ», - сказал представитель делегации российских переговорщиков.
«Поскольку Ирану не удалось договориться с МАГАТЭ, Россия считает создание СП невозможным», - подчеркнул он.