Комиссия Общественной палаты (ОП) по вопросам регионального развития и местного самоуправления, которую возглавил Вячеслав Глазычев, приступила к работе в конце прошлой недели.
«Хождение в народ»
Главное – смонтировать единую панель экспертов по всей стране
В понедельник г-н Глазычев разъяснил в Доме журналистов, чем именно займется вновь сформированный орган в ближайшие два года существования Общественной палаты.
Прежде всего в сфере интересов комиссии окажется контроль за реализацией муниципальной реформы. «Выберем вместе с Министерством регионального развития по паре регионов в каждом федеральном округе и начнем смотреть, где какие вылезают моменты. Смотреть будем от низового уровня до столиц», – пригрозил г-н Глазычев, добавив, что особое внимание комиссия и министерство уделят жилищной реформе, которая, по его признанию, «прописана в национальных проектах пока очень убого».
Последнее г-н Глазычев собирается укреплять за счет «слома монополии» в жилищном строительстве. Поломать монополию глава комиссии надеется с помощью «внедрения среднего бизнеса в сферу малоэтажного строительства жилья, где цемента надо поменьше».
Все эти частные моменты комиссия намерена облечь в проекты (которых г-н Глазычев надеется набрать по российским регионам порядка 1,5 тысяч). Для того в рамках комиссии сформированы подкомиссии: по жилищной политике и ЖКХ, по местному самоуправлению, по развитию малого бизнеса на местах, по социальному партнерству, по мониторингу качества жизни и реализации национальных проектов в регионах.
От «свежих умов» из глубинки г-н Глазычев рассчитывает получать самую объективную статистику «о том, как живут люди» (фото: archipelag.ru) |
Впрочем, и это не главное в работе «регионального» органа ОП. «Главное – смонтировать единую панель экспертов по всей стране», – уверен Вячеслав Глазычев. Шанс для России он видит именно в том, чтобы найти в регионах страны квалифицированных экспертов в самых разных сферах и, опираясь на их анализ ситуации, затем грамотно проводить реформы.
«Сейчас обращаются все больше к одним и тем же, – посетовал г-н Глазычев, сам до прихода в Общественную палату считавшийся политологом, вхожим в московские экспертные круги. – Так и исчезает принцип независимого экспертного мнения». От «свежих умов» из глубинки г-н Глазычев рассчитывает получать самую объективную статистику «о том, как живут люди».
Поэтому работать его комиссия будет преимущественно не в российской столице, а в регионах. Совершить столь популярное два века назад «хождение в народ» Вячеслав Глазычев собирается совсем скоро. В конце февраля он будет искать «светлые головы» в Тюмени, к весне – в Новосибирске, а летом – в Ростове-на-Дону.
«Постараемся работать в диалоге»
И это, впрочем, не все функции, которые видит для своего образования Вячеслав Леонидович. «У нас – функция шарниров передачи информации от федерального Центра в регионы и обратно», – считает он, заверяя, что слишком много полезных решений федеральной власти «начинают буксовать на уровне региональных властей», проще говоря, «заматываясь» чиновниками. С этой «глухотой» бюрократов также будет стараться бороться г-н Глазычев со товарищи.
В отношении же «глухоты» федеральных чиновников глава комиссии был оптимистичен. «Надеюсь, дальнейшее взаимодействие с Госдумой у нас сложится не как с Водным кодексом», – сообщил он. Надо сказать, что Водный кодекс стал первым законодательным актом, по которому региональная комиссия провела экспертизу. Итоги экспертизы привели членов комиссии в ужас, который члены Общественной палаты облекли в протест по поводу прочитанного, адресованный Госдуме. На протест
вразумительных ответов тогда они не получили.
Между тем судьба Водного кодекса сложилась непросто с момента рождения. Разрабатывавшийся в течение полутора лет документ Госдума должна была принимать во втором чтении в эту среду, 8 февраля. Но вокруг документа разгорелась ожесточенная дискуссия. Противники Водного кодекса настаивали на том, что в предложенном виде будет можно довести ситуацию с использованием водных ресурсов до абсурда – например, приватизировать российские реки. Сегодня выяснилось, что кодекс отложен. Отправить документ на доработку решил президиум самой крупной фракции.
Повлияло ли на это решение мнение профильной комиссии Общественной палаты, осталось за кадром, но Вячеслав Глазычев был по этому поводу крайне оптимистичен. «Есть законы, по которым Госдума не сможет игнорировать наши запросы, – с радостью заявил он на вопрос газеты ВЗГЛЯД, примирительно заверив: – Мы постараемся работать в диалоге, а не обмениваясь нотами протеста!»