Правда, создание партии с нуля выйдет еще дороже. На строительство «под ключ» одного регионального отделения уходит 10-20 тыс. долларов. А для того чтобы выдержать натиск Минюста, лучше перестраховаться и открыть партпредставительства примерно в 70 волостях. При этом вкладывать средства в раскрутку нового бренда тоже придется.
Деньги на ветер
На наглядную агитацию партия истратила около 450 тыс. долларов
Деньги в ДПР пришли вместе с бывшим помощником и нынешним верным соратником экс-премьера Михаила Касьянова генерал-майором Александром Половинкиным, которого 28 мая на XVIII съезде ДПР выбрали председателем исполкома партии. Тут же пошли разговоры о том, что вскоре сам Касьянов предложит избрать себя лидером. С публичными заявлениями экс-глава Кабмина не торопился. Но вкладывать средства в ДПР начал незамедлительно.
Летом по Москве развесили билборды, которые в ненавязчивой форме повествовали о существовании Демократической партии России. Горожане связали появление плакатов с предвыборной кампанией в столичную думу. Но на штурм парламента ДПР не пошла. Партия просто напомнила о себе.
По оценкам наших экспертов, вдоль улиц Белокаменной висело около 300 дэпээровских рекламаций. Каждая из них в среднем стоит 1,5 тыс. долларов. То есть на наглядную агитацию партия истратила около 450 тыс. долларов. Правда, примерно 200 тыс. из них оттянули карманы аппаратчиков, которые занимались реализацией проекта и смогли сыграть на разнице в цене на размещение плакатов.
Как отмечают наблюдатели, в основном использовались два приема. Во-первых, многие агитки ДПР были развешаны «дублем»: например, один под другим на стене какого-нибудь дома. Таким образом, размещены вроде бы два плаката, а оплачено одно место. Кроме того, вовсю использовалась техника «ворованных досок»: когда адресом размещения билборда указывается, допустим, Ленинский проспект, а щит, хотя фактически и расположен на проспекте, лицевой стороной развернут к тихой улочке. В данном случае «правильно ориентированный» плакат будет стоить примерно 2 тыс. долларов, а агитка, показывающая человечеству тыл, облегчит кошелек заказчика всего на 300-400 долларов.
Еще порядка 100 тыс. долларов, уверены наши эксперты, финансовые благодетели ДПР истратили на содержание аппарата партии и поездки по российским городам и весям. В 300 тыс. долларов обошлась команда «звездных» политтехнологов, без мозгового штурма которых возвращение Касьянова в большую политику представить сложно.
Съезд в Колонном зале Дома союзов встал сподвижникам экс-премьера в 150-170 тыс. долларов. В эту сумму входит не только аренда помещения (где заседали в итоге противники Касьянова, хотя оплатили его сторонники бывшего главы Кабмина), но и оплата проезда, размещение и суточные членам региональных отделений партии. Понимая, что съезд должен стать судьбоносным, товарищи Касьянова не поскупились и пригласили по три представителя от каждого региона. Правда, это не помогло экс-премьеру встать у руля.
Дешевле всего обошлась аренда зала в гостинице «Измайловская». Если заказывать данное помещение заранее, заплатить придется всего 160 тыс. рублей, то есть около 5,5 тыс. долларов. Учитывая, что его бронировали практически в последние минуты, цена могла увеличиться вдвое. Плюс расходы на автобусы, которыми регионалов свозили к месту встречи с Касьяновым. Выходит примерно 11-12 тыс. долларов.
Старые бренды обходятся дешевле
Бывший глава Кабмина от неожиданности растерялся, но лидерских амбиций вроде бы не утратил |
Бывший глава Кабмина от неожиданности растерялся, но лидерских амбиций вроде бы не утратил. Если он решит и дальше драться за место у руля партии, то ему надо быть морально готовым к новым, значительно более внушительным расходам.
На партийное строительство, содержание аппарата и региональных отделений средней партии, по оценкам экспертов, в месяц уходит 350-500 тыс. долларов. При серьезном подходе к делу на эту статью ежемесячно можно смело закладывать 450-600 тыс. долларов.
Дабы примелькаться избирателю к думским выборам 2007 года, уже сейчас надо заниматься активной саморекламой. На раскрутку партии в федеральной прессе и организацию массовых акций уйдет 1-1,2 млн. долларов. Регулярные упоминания в региональных СМИ и местные мероприятия обойдутся в 100-300 тыс. долларов.
Получить известность во всех городах и весях проще всего, участвуя в местных выборах. Опять же представительство партии в любом региональном заксобрании – дополнительный плюс ее репутации как влиятельной структуры.
В марте пройдут парламентские выборы в семи субъектах, в октябре – еще в десяти. Каждая региональная кампания обходится в среднем в 750 тыс. долларов. Итого - 12,7 млн. долларов.
В общем и целом раскрутка ДПР облегчит кошельки спонсоров примерно на 20 млн. долларов. И это только «себестоимость» работ. На цену большей части из них (исключая партстроительство, а также содержание аппарата и региональных отделений) можно смело «накидывать» 15-20% комиссионных, которые возьмут себе нанятые для реализации проектов агентства или взращенные внутри партии специалисты.
Правда, строительство партии с нуля выйдет еще дороже. Создание одного местного отделения стоит 10-20 тыс. долларов. Чтобы понравиться Минюсту и перед чиновниками чувствовать себя уверенно, лучше всего раскинуть партийную сеть по 70 субъектам Федерации.
Таким образом, выстраивание региональной структуры обойдется примерно в 1 млн. долларов. Плюс - надо заплатить людям, которые придумают организации эмблему и напишут программу. А раскрутка нового бренда обойдется ничуть не дешевле, чем пиар-реанимация старого.