Мнения

Леонид Бляхер
доктор философских наук, профессор (Хабаровск)

Что делать с «лишними» людьми на Дальнем Востоке?

4 августа 2018, 15:17

Фото: Александр Лыскин/РИА Новости

Об «обезлюдивании» Дальнего Востока России написали, наверно, уже все, кто хоть как-то касался проблем этого региона. Казалось бы, тут все ясно. В своем пике население региона составляло более 8 млн человек. Сегодня здесь живет чуть более 6 млн, и отток продолжается. По удержанию/привлечению населения в регион создаются государственные программы, а оно продолжает утекать. Становится все более очевидно, что с этим населением что-то не так. Попробуем разобраться вместе.

Для начала прислушаемся к мотивам, которые толкают людей к отъезду из региона, демонстрирующего сегодня – по крайней мере, в глазах статистики – темпы роста экономики, вдвое превышающие общероссийские.

Конечно, причин много, и они очень разные. Но есть общий момент, особенно при опросах молодых людей: в регионе нет работы, нет перспектив карьерного роста. Если работа есть, то, по мнению жителей, платят за нее, мягко говоря, не вполне адекватно. Если перевести эти жалобы на язык административных документов, то регион оказывается не трудонедостаточным, а трудоизбыточным.

Показательно здесь то, что руководители крупных предприятий региона особых проблем с кадровым обеспечением не видят – хватает им и инженеров, и менеджеров. Изредка не хватает работников. Но здесь они (особенно те, кто работает на Севере) предпочитают временных работников. И не потому, что сезонному работнику можно платить меньше. Просто сезонный работник не нуждается или меньше нуждается в социалке: детских садах, школах, культурно-досуговых учреждениях и т.д. А это – головная боль всех руководителей северных регионов, да и руководителей предприятий в этих широтах.

А если вспомнить, что на Дальнем Востоке есть районы, где безработица доходит до 20% трудоспособного населения, то картина становится и совсем непонятной: на гигантской территории людей мало, но при этом их «много». Они не востребованы полностью. Почему?

Думаю, что ответ коренится в специфике региона, которая складывалась на протяжении почти всего ХХ века – в военной модели развития Советского Дальнего Востока. Начиная с 30-х годов прошлого столетия Дальний Восток был не столько хозяйственным комплексом, сколько крепостью СССР на востоке. Как и в любой крепости гарнизону требовалось постоянное внешнее обеспечение. До последних дней существования СССР с таким внешним обеспечением проблем не было. Но в 90-е ситуация изменяется. 

Страна перестает нуждаться в крепости или просто не в силах ее содержать. Поток ресурсов извне прекращается. Ликвидируются военные части. После краткой борьбы за существование закрывается большинство предприятий ВПК. Почти половина трудоспособного населения региона оказывается лишней. Кто-то пытается – и успешно – встроиться в новые отношения, но большая часть уезжает или готовится к отъезду. Ведь сами военные и работники ВПК были отнюдь не местными.

Основную их часть составили приезжие, привлеченные относительно высокими зарплатами, перспективами получения собственного жилья и другими материальными и идеологическими стимулами. Оказавшись «лишними», люди вспомнили, что они не столько дальневосточники, сколько калужане, туляки, ярославцы и т.д. Они и составили ядро «понауехавших» дальневосточников. И продолжают уезжать до сих пор. Их отъезд не только особенно не сказывался на производстве, но и во многом предохранил регион от социального взрыва в 90-е годы.

Но есть здесь и иной аспект проблемы. Любой город и поселок – это не только хозяйственный комплекс, но и живой организм. Когда ты проходишь по знакомой улице и видишь дома, где жили твои друзья, ставшие жителями других городов и стран, становится почти физически больно.

Приезд новых людей, с избытком компенсирующий отъезд во Владивостоке и Хабаровске, не облегчает, но усугубляет ситуацию. Социальный организм – знакомый и родной город – меняется, становится чужим. Вероятно, это переживание и породило почти истерическое отношение к отъезду, вызвало к жизни миф о «катастрофическом обезлюдивании» региона. И как реакция на него, возникают многочисленные проекты переселения на Дальний Восток новых людей. При этом особого интереса у жителей западных губерний к таким программам не наблюдается.

Едва ли не рефреном ко всем выступлениям властных лиц становится мысль, что «отток так и не удалось остановить», «переселение так и не удалось организовать». Может быть, эта ситуация вообще не имеет решения? Как дождь – пока не прольется, будет идти. Думаю, что нет. И первым шагом к решению проблемы «удержания населения» будет осознание простого факта, что «много» или «мало» населения может быть, только если дан ответ на вопрос: а сколько нужно? Почему нужно именно столько населения, а не больше или меньше? Для чего оно нужно?

И тогда сразу станет очевиден не недостаток, а избыток трудовых ресурсов, крайне нерациональное и не бережное их использование. К примеру, достаточно очевидно, что временные работники на предприятиях северной части региона будут гораздо дешевле, если их завозить не из Средней Азии, а из южных областей того же Дальнего Востока. Да и этнокультурных проблем здесь будет на порядок меньше.

Много говорится о необходимости «привлекать в регион высококвалифицированных специалистов», доплачивая им за переселение, предоставляя жилье и т.д. При этом множество молодых и талантливых инженеров, архитекторов, строителей, лингвистов и менеджеров с Дальнего Востока успешно трудятся на крупнейших предприятиях Китая и Кореи. Может быть, разумнее дать этим ребятам возможность реализовать себя на Родине, не тратя средства на переселение и обустройство нового дальневосточника?

Все ли «лишние» люди смогут быть «пристроены» при таком подходе? Думаю, что не все. Есть ли для них рецепт? Конечно.

Дальневосточники в большинстве своем люди предприимчивые, склонные к риску, старающиеся рассчитывать на свои силы. Освободите им пространство, где их предприимчивость может воплотиться. Пусть не все предприятия Дальнего Востока, как предлагал В.В. Жириновский, а хотя бы микробизнес полностью избавится от мелочной опеки и контроля, лицензирования и прочих бюрократических сложностей. И тогда в городах региона появятся десятки и сотни магазинчиков и лавочек, кафе и ресторанчиков, а в селах – ферм и фермочек.

Да много что появится, если людям даже не помогать, а просто не мешать. Вот тогда «лишнего» населения не останется. Конечно, и в этих условиях кто-то решит переехать на Запад. Но будет их уже совсем немного. Да и число тех, кто решит переехать на Восток, будет не меньше. Ведь там, где есть работа, зарплата и жилье, проблем с привлечением населения просто не возникает.

Вам может быть интересно

Трутнев сообщил о планах построить для Севморпути 10 ледоколов к 2035 году
Темы дня

Запад ставит Ереван перед выбором смены ориентации

Москву посетил председатель Нацсобрания Армении Ален Симонян, который провел переговоры с главой МИД Сергеем Лавровым и спикером Совфеда Валентиной Матвиенко. На фоне визита возле посольства Армении в Москве прошла акция протеста, участники которой критиковали политику руководство республики, в том числе в отношении церкви. Есть ли напряженность между Москвой и Ереваном и какими отношения между странами будут в ближайшем будущем?

Домыслы о работе Эпштейна на разведку опровергаются его патологией

Западные СМИ и даже некоторые политики утверждают, что скандальный финансист Джеффри Эпштейн мог быть связан с российской разведкой. Эти спекуляции вполне соответствуют распространенной на Западе абсурдной русофобии и шпиономании – но в реальности Эпштейн был фигурой принципиально другого склада. Причем описанной в русской литературе.

Штабные учения НАТО в Литве завершились быстрой победой России

Крупнейшие отельные сети России отключили продажи через «Яндекс Путешествия»

Вожатые в элитном детском лагере заставляли подростков инсценировать Холокост

Новости

Полиция Милана сообщила о расследовании погрома душевых в Олимпийской деревне

В Олимпийской деревне Милана зафиксированы случаи вандализма, в результате которых за месяц были повреждены 70 душевых кабин, сообщает La Gazzetta dello Sport.

Судья из Тамбова вынесла десять приговоров, находясь на пляже в Сочи

Тамбовская судья, будучи в отпуске на море, дистанционно рассмотрела дела и объявила вердикты, которые позже были аннулированы из-за вскрывшейся ситуации.

Захарова ответила на обвинения в адрес России в хакерских атаках на Олимпиаду

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала обвинения МИД Италии в адрес России в якобы причастности хакеров к атакам на олимпийские объекты.

В Китае создано микроволновое оружие для уничтожения спутников с грузовика

Китайские ученые создали первую в мире компактную микроволновую установку мощностью 20 гигаватт, пишет South China Morning Post (SCMP). Она предназначена для уничтожения спутников и может размещаться на обычно грузовике.

В Эстонии возник конфликт между президентом и премьером из-за России

Слова президента Эстонии Алара Кариса о необходимости прямых переговоров с Москвой вызвали недовольство у премьер-министра Эстонии Кристена Михала.

Умер бывший главком ВМФ России Куроедов

На 82-м году жизни ушел из жизни бывший главнокомандующий ВМФ России Владимир Куроедов, который долгое время боролся с тяжелым заболеванием.

Лавров рассказал о «тайных» контактах европейских лидеров с Россией

Россия поддерживает контакты с рядом европейских стран, однако их лидеры не предлагают ничего нового и просят не афишировать свои звонки в Москву, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Россия поддержала Бразилию как кандидата в постоянные члены Совбеза ООН

Россия поддержала инициативу Бразилии стать постоянным членом реформированного Совета Безопасности ООН, говорится в совместном заявлении премьер-министра России Михаила Мишустина и вице-президента Бразилии Жералду Алкмина.

Лавров заявил о подготовке Германии к войне

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что канцлер Германии Фридрих Мерц на практике готовит страну к войне.

В Белом доме пообещали диалог с Россией о новом договоре по ракетам

США намерены продолжать с Россией диалог после окончания действия Договора о сокращении и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) с тем, чтобы выработать новое соглашение, заявила пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт.

Мишустин назвал главного партнера России в Латинской Америке

Бразилия занимает ключевое место в торговле России с Латинской Америкой, обеспечивая около половины всего товарооборота и поставляя мясо и кофе, отметил премьер Михаил Мишустин.

Глава МИД Швейцарии и генсек ОБСЕ прибыли в Москву

В столицу России прибыли руководитель МИД Швейцарии и генсек ОБСЕ для продолжения диалога по украинскому вопросу.
Мнения

Анна Долгарева: Без престижа профессии учителя нельзя рассчитывать на величие

Военные выступают в школах перед детьми – это нужно и правильно, и это огромный плюс, который мы получили от СВО. Но в той же школе ученик может оскорбить учителя, высмеяв его маленькую зарплату, – и ему ничего не будет.

Ирина Алкснис: Единство народов – не лозунг, а локомотив развития

Этнический состав России фантастически разнообразен и одновременно очень прост: около 81% составляют русские. В политологии уровень 80% является той стандартной отсечкой, выше которой страна считается и действует как мононациональная. Однако Россия, как обычно, пошла своим путем.

Дмитрий Скворцов: Триллион как новая единица исторического времени

Новый год мы встретили с непривычным ощущением: слово «триллион» перестало звучать как гипербола и стало повседневной единицей разговора о реальности. 2025-й раз за разом приносил «впервые триллион» (а иногда и «впервые несколько триллионов») то в технологиях, то в торговле, то в потреблении. Именно так ощущается смена эпохи.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов