Из-за отпуска и разной текучки только сейчас дошел до парка «Зарядье». Зато до того очень много прочитал и посмотрел картинок. Резюме.
1. Это замечательное произведение. Оно войдет в число лучших современных парков мира, и вполне по праву. Основа современного парка – игра с оппозициями «искусственное – естественное» и «реальное – виртуальное», и на этом там все выстроено.
Природа в центре мегаполиса не может быть естественной, это экспонат, и там это тщательно разыграно. Гора, взятая в упаковку стеклянной коры – лучшее выражение этого тезиса.
Каждый фрагмент природы, который там есть – это именно экспонат, и когда ты смотришь на него в упор, он выглядит как экологическая инсталляция. Когда ты сквозь нее видишь город – собор Василия Блаженного, Красную площадь, Китай-город – она становится именно естественной природой, остранивающей открыточные виды.
Березовый лес, сквозь который – собор Василия Блаженного, это очень точная, жалящая картина, созданная, кажется, не реальностью, а компьютерным монтажом. Парящий мост – это жест, просто очень сильный жест, и поскольку у нас не приняты жесты вообще (не ради денег, не для пользы, а просто ради радости жизни), он ошарашивает.
На нем вы ощущаете, какая тут большая река, как много пространства, какой большой город Кремль – это сильное ощущение, и глупо его называть мостом для селфи, там не нужно делать селфи, там нужно переживать свободу пространства.
Выход к Москве-реке через искусственное озеро, парящий мост и нижнюю набережную – это решение задачи, которую здесь никто не мог решить со времен строительства сталинской гранитной набережной.
Все это сделано мастерски и не может не вызывать профессионального удовольствия – или злобной зависти, в зависимости от душевного склада профессионала.
Сергей Кузнецов, который вытянул все это – а я представляю себе, сколько раз ему предлагали отказаться от проекта американцев и взять наш, русский, проект, отказаться от моста, потому что оттуда виден Кремль и мало ли что увидят, отказаться от стеклянного купола, потому что у него нет понятной функции и т. д. – поразительный молодец и герой.
Я прошел множество государственных проектов, и, на мой взгляд, их главная проблема в том, что там нет личности, нет человека, который за это болеет, поэтому из всех решений всегда побеждает самое серое и бездарное. Здесь эта личность была. Это сильные решения, и их яркость отчасти заслоняет строительное качество.
2. В парке ситуация бредовая из-за помешательства на безопасности. Если бы у парка не было забора (создающего впечатление неубранной строительной площадки) – не было бы и дикой скученности у входа. В центре парка ощущение перенаполненности исчезает.
У нас люди в погонах потеряли ощущение нормальности, им любое скопление людей кажется чрезвычайной ситуацией. Удивительно, что они еще не оградили заборами и металлоискателями площадь трех вокзалов или Пушкинскую – там людей не меньше, чем в парке «Зарядье», но как-то все привыкли, а тут это внове.
И они как с цепи сорвались со своей охраной. На входе рамки, в каждом павильоне рамки, на мосту охранка, на выходе охранка – вы не сдурели? Как вы по улицам-то ходите при такой вот страсти все охранять? Там же бывают горожане и без поводка и намордника.
Тут весь смысл концепции в том, что город постепенно переходит в парк, там предусмотрено десяток входов, там весь смысл игры в том, что ты идешь по городу и неожиданно оказываешься в невозможном месте – в тундре, скажем, с Кремлем на заднем плане. А не в том, чтобы постоять в очереди на шмон, а потом, напевая про себя «нас ЧК обложило, «руки в гору» кричат», идти по тундре.
3. Я прочитал множество критики про парк и увидел сам парк. Должен сказать, что критика не имеет отношения к парку, а только к комплексам критикующих. Кто-то говорит, что потеряны старые виды Зарядья, но эти виды потеряны полвека назад при строительстве гостиницы.
Охранители предлагают их восстановить, и я живо представил себе, как бы тут выглядел восстановленный еврейский квартал – вроде восстановленной китайгородской стены за памятником Карлу Марксу. Кто-то предлагает построить что-то новое, но в русском стиле – это, впрочем, уже совсем маргинально.
Кто-то говорит, что архитектура парка устарела – я не понимаю, что имеется в виду, в смысле языка я не вижу альтернатив. Кто-то рассказывает, что у нас все вышло страшно провинциально – мне кажется, это ощущение сродни тому, когда говорят, что новый «Мерседес» страшно провинциально смотрится на наших улицах.
Кто-то рассказывает, что это не парк, а музей, а был бы парк, так другое дело – начисто забывая, что идее парка-музея (ботанического сада) 200 лет, и это относится к азбучному знанию. Я не к тому, что все это бессильно в интеллектуальном смысле – тут просто не о чем спорить.
Я к тому, что альтернативы тому, что сделано, альтернативы, которую я бы хотел увидеть даже не вместо этого, а вне зависимости от этого реализованной, я не нашел. А здесь мне хотелось, чтобы этот проект был воплощен. И он воплощен.
4. Я могу сказать, что в своей карьере архитектурного критика я всю жизнь отказывался смотреть работы архитекторов, когда они еще не завершены, хотя, по мнению авторов, «все уже видно». Обычно под этим имеется в виду, что работ осталось месяца на два, на три, хотя бывает и больше.
Так вот, «Зарядье» – это просто незавершенное, не готовое, недостроенное произведение. Я не знаю, кто принял решение открывать парк, не закончив работ, но они не закончены. Не доведены до конца – и посадки, и скамейки, и филармония, и кафе на нижней набережной, и ледяная пещера, и стеклянный купол, и мощение, и освещение и т. д. – это просто все не доделано.
Не в том дело, что растения не прирослись, что парк – это такая вещь, которую нужно поддерживать постоянно, что он разрастется – это все правда, но речь не об этом. Парк сдан недостроенным или вообще не сдан – я не помню ни одного объекта, который сдавался в эксплуатацию в таком состоянии.
Критиковать качество работ в этой ситуации бессмысленно – готов только мост. Я не понимаю, как можно было открывать парк – я бы не решился. Я также не понимаю, почему об этом не говорят. Не об отдельных недостатках, а о том, что это просто незаконченный объект.
Источник: Блог Григория Ревзина