Итак, свершилось – предстоятели поместных православных церквей, решивших все-таки принять участие в едва не сорвавшемся и обросшем скандалами мероприятии, прибыли на остров Крит, где и был изначально запланирован к проведению Всеправославный собор.
Русская православная церковь смешала далеко идущие планы Римского престола и Константинопольской кафедры
Ранее, напомню, Болгарская, Антиохийская, Сербская, Грузинская и Русская православные церкви отказались от участия в мероприятии в его нынешнем виде. Отчего быть «Всеправославным» критский «собор» сразу перестал – и теперь больше похож на некое собрание близких друг другу восточных церквей.
Сербская церковь, правда, за день до открытия совещания участвовать в нем все-таки решилась, но с существенной оговоркой: если его участники проигнорируют проблемы, побудившие целый ряд церквей бойкотировать собор, она покинет заседание.
Каждая из принявших решение отказаться от участия в готовившемся Всеправославном соборе церквей составила свой список нареканий и причин.
В целом же позиция «отказников» сходится в следующем: перенести проведение Всеправославного собора на время, необходимое для поиска консенсуса, и проводить его только при непременном участии всех общепризнанных поместных автокефальных православных церквей. Именно такое консолидированное решение предложила по итогам чрезвычайной сессии своего Синода 13 июня Русская православная церковь: перенести проведение собора до момента, пока к участию не будут готовы все.
Однако к этому мнению Константинопольский патриархат оказался глух: собор необходимо провести во что бы то ни стало, неоднократно повторяли его представители. А богословский советник Константинопольского патриарха Варфоломея и один из авторов документов готовившегося собора архидиакон Иоанн Хрисавгис в ответ на отказы церквей от участия и вовсе заявил:
«Если одна или несколько церквей не будет присутствовать, или откажется от участия, или не будет голосовать – все принятые решения будут все равно иметь силу и будут обязательны для всех православных церквей».
#{image=984846}От подобной уже никак не скрываемой цели загнать все поместные церкви в некий «православный ЕС» потеряли дар речи даже самые примерные сторонники Критского «Всеправославного» собора...
Почему же Константинополю столь важно провести собор именно сейчас? Зачем он так настойчиво его продавливает, прямо заявляя о готовности игнорировать «не приехавших»?
Цель Константинопольского патриархата – вновь попытаться обрести стремительно тающую власть на основе постепенно забываемого «первенства по чести» – согласно решению Второго Вселенского собора 381 года «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».
Именно на этом праве Константинопольский патриархат возглавил «объединительное движение» мировых православных церквей, с 60-х годов затеяв подготовку к новому «вселенскому собору». А потому скорейший созыв Всеправославного собора под вящим управлением Константинополя и есть та главная цель, ради которой патриарх Варфоломей готов пожертвовать многим, в том числе количеством самих членов «Всеправославного» собора...
По сути, в эти исторические дни мы присутствуем при грандиозной духовной схватке за авторитет между «Вторым» и «Третьим» Римом – Россией.
Именно так – «Третьим Римом» – Россия была названа в 1589 году в Уложенной грамоте Константинопольского патриарха Иеремии об учреждении в России патриаршего Престола: «…Великое Российское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде»…
Однако усыхающие и уходящие на обочину общественной жизни в собственных странах именитые кафедры – прежде всего Константинопольская, Иерусалимская, делиться духовным авторитетом не только не хотят, но и даже готовы, как показывают последние события, на самые радикальные шаги.
#{smallinfographicright=321836}Так, патриарх Константинопольский Варфоломей еще в 2007 году в интервью болгарскому телевидению заявил: «Мы готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено в первом тысячелетии… Вселенскому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место – то, какое он занимал до раскола».
Ни убавить, ни прибавить – настолько откровенное признание! Но вот беда – чтобы занять это «почетное второе» место, Константинопольскому патриарху необходимо привести под власть Ватикана и весь остальной православный мир!..
Потому-то над происходящим сегодня на Крите незримо реет око Ватикана: «Я там буду присутствовать духовно и посредством послания, – заявил римский папа Франциск. – Мне известно, что они хотят пригласить католических наблюдателей, и это отличный мост. А за католическими наблюдателями буду я».
Но Русская православная церковь активно смешала столь далеко идущие планы Римского престола и Константинопольской кафедры.
Первую ощутимую победу Русская церковь одержала 22 января 2016 года – в Православном центре Константинопольского патриархата в Шамбези (Швейцария), где состоялось предварительное собрание предстоятелей православных церквей, посвященное подготовке к проведению Всеправославного собора. Именно там прозвучали достаточно жесткие заявления патриарха Московского и всея Руси, в первую очередь касавшиеся событий на Украине и заигрываний патриарха Варфоломея с украинскими раскольниками.
В Шамбези были приняты практически все предложения Русской церкви. От отказа от самой возможности обсуждения единого для всех православных календаря, ранее активно продвигавшейся, до смены места проведения собора с предполагавшегося Стамбула. Кроме этого, патриархом Кириллом было выдвинуто и затем всеми принято предложение о публикации всех документов будущего собора в открытом доступе для изучения мировым православным сообществом.
Состоявшееся в итоге обсуждение показало всему православному миру, что тексты предлагаемых Константинополем для принятия на Всеправославном соборе документов вызывают множество нареканий – целый ряд церквей, включая и Русскую, направили свои к ним поправки.
Внутри же церквей отдельные группы или епископы выступили с резкой критикой проекта одного из основных документов собора, призванного регламентировать отношения православных церквей с иными христианскими конфессиями, под названием «Отношения православной церкви с остальным христианским миром».
В нем не только усмотрели «экуменизм», но и стали прямо настаивать на смене формулировок – чтобы католики и протестанты назывались там не «церквями», а еретиками, отколовшимися от православной церкви – как единственной и истинной…
Именно «Отношения православной церкви с остальным христианским миром» в итоге целиком отвергла в своем отказе приезжать на собор Грузинская православная церковь, выступив также и против целого ряда других документов, подготовленных для принятия на соборе.
На отсутствие возможности внесения в обсуждаемые документы «важных для Святого Православия тем» и невозможность редактировать тексты предлагаемых для принятия в ходе работы собора документов сослался в своем отказе от участия Синод Болгарской православной церкви.
Однако Константинопольский патриархат, невзирая на всю смехотворность проведения «собора» при отказе от участия в нем трети православных церквей, на его проведении все-таки упрямо настаивает.
И вот аккурат к открытию появляется первая «домашняя заготовка»: Верховная рада Украины официально обратилась к патриарху Варфоломею с просьбой признать независимость Украинской церкви от Московского патриархата. Посмотрим, отмолчится или что-то ответит им патриарх Варфоломей.
И какие вопросы рассмотрит и какие решения в итоге примет Критский псевдособор – тоже посмотрим. Ведь его манипулятивность и квазисоборность закладывалась Константинополем изначально: в первую очередь за счет фиксированного количества членов делегаций.Казалось бы: если уж собор, тем более Всеправославный, то пусть в нем и участвуют все епископы церквей – а таковых сегодня насчитывается в мире меньше тысячи. Тем более что мероприятие подобного уровня готовится впервые за долгие столетия – последний Вселенский собор состоялся в 787 году.
Именно такой формат и предложила изначально Русская православная церковь. Однако инициатива была отвергнута – единственное, чего удалось нам добиться, так это расширить состав делегаций до 24 членов плюс глава церкви вместо 12 изначально планировавшихся.
Логика такого решения понятна: Русская православная церковь сегодня наиболее многочисленная и стремительно развивающаяся, только у нее одной количество действующих епископов – 356. Плюс епископаты близких к Русской церкви по своим взглядам на происходящее Болгарской, Грузинской, Сербской церквей.
Исход открытых соборных голосований в таком случае был бы предрешен – никакие тайные манипуляции и резолюции за закрытыми дверями бы не прошли.
Вот только при системе «один епископ – один голос» собор действительно мог бы совершенно определенно представить волю православного большинства, а все, даже самые «неудобные», вопросы к готовящемуся совещанию тогда бы вполне отпали.
Более того: в этом случае православный собор действительно смог бы обозначить консолидированные и взвешенные позиции православных церквей всему современному миру, облеченный истинной соборностью и властью.
Но не тут-то было – пока мы, увы, имеем то, что имеем…