Не первый раз среди «либералов» встречаю вопросы: а зачем Россия будет участвовать в реставрации Пальмиры, вот зачем нам всё это? У Петрановской сегодня прочитал, что если что, то и ладно, пусть Россия распадётся на несколько уютных государств. У кого-то, что смотрите, на слепых нет 24 миллиона, а мы в Пальмиру.
Ну, на операцию в Сирии потратили около 35 миллиардов. Тут не 24 миллиона. И найти ни 24 миллиона, ни 30 миллиардов, ни 500 миллиардов в России не проблема, и ни Сирия, ни Пальмира тут ни при чём, там хотя бы деньги не на воровство пошли, а на общечеловеческую пользу. В 2014 году поддержка госмонополий стоила нам сотен миллиардов и валютного кризиса. Без операции в Сирии этих бы денег всё равно не было.
Но полемика не в этом, полемика в том, что «либералы» хотят превратить мою страну в провинцию, в третьеразрядную державу, да и в общем свести её и культурное, и политическое значение до, как им кажется, уютной Австрии, а на самом деле получится Румыния.
И эти постоянные разговоры, «пока не обустроили свой дом».
Конечно, последние 25 лет тоже не про обустройство дома были, а было на это время. Но теперь – мировые вызовы, которые не ждут. Не ждёт мир, пока дом обустроим. Хотя обустраивать же важно, конечно. И надо. Но ни Сирия, ни Пальмира этому не помеха.
Более того, без великой европейской мечты, без осуществления большого проекта общечеловеческой значимости возродить и Россию не выйдет. Потому что, чтобы возродить каждый маленький город, каждое село, нужна европейская, мировая мечта. Уж так мы устроены.
Потому что тяга к наживе, к извлечению любого дохода из всего приведёт нас не к процветанию, а к разорению, к чему власть давно и ведёт. Надо ли для того же самого выбрать иной путь? Или всё же правильно выбрать цель?
Полемика эта не новая. Все 1990-е прожужжали на тему «зачем нам тратить деньги на Космос» или «давайте продадим японцам Курилы и тогда заживём».
Великая мечта Петра создала главный европейский город России и рывок в промышленности, Семилетняя война Елизаветы и Московский университет, европейская мечта Екатерины Великой и Просвещение – это всё Причерноморье и 125 городов внутренней России, Александр Первый и университетские города, панславизм эпохи Александра Второго – это не только Балканы, но и Великие реформы, Россия как мировой игрок в начале 20-го века и лучшие темпы развития.
Можно вспомнить и послесталинскую эпоху, сверхзадача СССР по соревнованию систем – это первый этап научно-технической революции и Космос. До сих пор тем научным рывком и живы.
Амбициозные задачи поднимут страну. Провинциальность погубит.