Что надо понимать про широкую демократическую коалицию с институциональной точки зрения. Даже если отвлечься от субъективного фактора – межличностных отношений ее лидеров и разницы их стилей политического лидерства.
РПР-ПАРНАС не имеет права выдвигать кандидатов без сбора подписей, так как игнорировала в предыдущие годы местные выборы
1. Это не равноправная коалиция, а переток (вливание) лидеров малых групп оппозиции на площадку большой структуры – РПР-ПАРНАС. Это так даже не потому, что у РПР-ПАРНАС есть право выдвигать кандидатов в Госдуму без сбора подписей, а у остальных – нет.
И не потому, что выбрана странная для равноправной коалиции форма объявления об альянсе – две группы «лидеров» выпустили заявление, а остальные малые группы «аутсайдеров» должны им вдогонку писать через «Твиттер»: «Я тоже с вами, присоединяюсь».
Что им мешало в век электронных коммуникаций выпустить общее заявление с пятью подписями участников коалиции?
2. Первая институциональная причина, почему это – именно вливание малых групп оппозиции на площадку РПР-ПАРНАС. На любых выборах в составе общего партсписка, по закону, не менее 50% кандидатов должны быть членами партии РПР-ПАРНАС.
Это означает, что Партия прогресса, активисты и сотрудники ФБК*, «Демвыбор», «Гражданская инициатива», «декабристы» и прочие координаторы «Открытой России» будут делить на всех не более чем оставшиеся 50% мест в списке.
При этом приостановив членство в партии (для «Демвыбора», «Гражданской инициативы» и все еще сохраняющей первичную регистрацию Партии прогресса).
Ну или тем же сторонникам Навального или Милова надо получать партбилет РПР-ПАРНАС и входить в списки уже по партийной квоте.
3. Вторая институциональная причина.
Любые партийные списки и кандидатов в округах на любых выборах – хоть в сельсовет, хоть в Госдуму – должен утвердить и выдвинуть тот или иной партийный орган.
Поэтому чисто юридически итоговый состав списков будут утверждать руководящие органы партии РПР-ПАРНАС разного уровня. А не «широкая коалиция» и не участники «праймериз» (даже если это будут очередные «электронные праймериз» от Леонида Волкова).
Да даже за расходование денег на предвыборные кампании списков партии, выпуск АПМ и подбор подрядчиков тоже будет отвечать аппарат и исполком РПР-ПАРНАС, а не условная «ревизионная комиссия от коалиции».
Так что, пока участники коалиции не вступили в РПР-ПАРНАС и ее руководящие органы разных уровней, им придется рассчитывать лишь на порядочность партии и желание ее представителей на местах следовать достигнутым договоренностям.
4. Рассуждая сейчас о выборах в Госдуму в 2016 году, легко упустить из виду вопрос о том, а как практически эта коалиция намерена участвовать в местных и региональных выборах уже в этом сентябре.
Этот сентябрь не скучный – пройдут выборы в 11 заксобраний, еще 25 столиц субъектов РФ, среди них немало интересных оппозиции городов (хотя бы почти весь ЦФО, Нижний, Новосибирск, Самара и так далее).
Но, по моим подсчетам, нигде РПР-ПАРНАС не имеет права выдвигать кандидатов без сбора подписей, так как игнорировала в предыдущие годы местные выборы в этих регионах.
Поэтому сейчас надо не столичные посиделки проводить и в «Твиттерах» перекличку устраивать, а создавать с нуля инфраструктуру сбора подписей на местах. Уже май на носу.
Чтобы не получилось, как с Мосгордумой, когда коалицию еще с весны 2013 года обсуждали-обсуждали – а в итоге даже сами оппозиционеры потом признавались, что летом 2014-го поздно стартовали и организационно не подготовились до конца.
5. Что еще важно в институциональном плане.
Объединение на базе РПР-ПАРНАС, которая благодаря создавшему ее Рыжкову и Немцову является партией с явно выраженной праволиберальной идеологией, может помочь в идеологическом самоопределении всем примкнувшим к ней малым группам.
Если такое политическое объединение на практике состоится, то, наверное, мы больше не услышим от Навального или «Демвыбора» призывов «хватит кормить Кавказ» и походов на «Русский марш». Что неплохо для праволиберальной идеи в России.
И уж точно хорошо для всей политической системы, если посмотреть, чем не так давно на Украине закончился допуск прежней властью националистического дискурса в публичную легальную политику.
Источник: Блог Александра Пожалова
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ