2 апреля в газете ВЗГЛЯД Натальей Холмогоровой была опубликована статья о российских феминистках под названием «Клоунесс видят все», где она описывает, почему феминистки не получают признания не только среди мужчин, но даже среди женщин.
Тема «телочек» – это не просто реакция обиженных барышень
Одно название статьи уже принижает женщин, потому что слова «клоунесса» и «клоун» уже заранее подразумевают отождествление позиции оппонентов, в данном случае феминисток, с чем-то несерьезным. Эти слова в русском языке подразумевают что-то априори несерьезное, смешное и глупое.
Назвав так статью о феминизме, российских феминисток априори лишают права считать их движение серьезным, а позиции – аргументированными. Такое название изначально закладывает в головы читателей стереотип в отношении феминисток: «клоунессы, что с них взять».
В качестве аргументов в защиту своей позиции госпожа Холмогорова упоминает, что феминистки вместо того, чтобы защищать женщин от физического и сексуального насилия, вовлечения женщин в проституцию, дискриминации при трудоустройстве, занимаются всякой ерундой вроде дискуссии на тему, можно ли называть женщин «телочками», обсуждения стандартов красоты и присуждения премии «Сексист года».
Вся страна знает об акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя, об акциях Femen. Блогосфера знает о «телочкогейте», вернее, о верхушке этого айсберга. Но полагаю, что те, кто готов сейчас кинуть очередной камень в огород российских феминисток, не только не читали Манифеста феминистского движения России, написанного кандидатом философских наук Ольгертой Харитоновой, но даже и не слышали о такой книге.
Эта монография, выпущенная тиражом всего в триста экземпляров, подробно описывает положение женщин в условиях патриархата в историческом аспекте, доступно и интересно рассказывает об истории суфражистского и феминистского движений. Изучив Манифест, к проблеме феминизма, даже будучи его противницей, не будешь подходить поверхностно и по-дилетантски.
То, что знают о феминизме российские женщины, далекие от него, это даже не верхушка айсберга. Это намеренно искаженная и преломленная патриархатом информация о сути феминизма. Патриархат контролирует все ресурсы, в том числе медийные. Патриархат сам определяет, какую информацию о феминизме допустить к публикации, какие акции и публикации феминисток отразить, а какие замалчивать.
На страницах феминистских ресурсов в ЖЖ, «ВКонтакте» и «Фейсбуке» регулярно публикуется информация о наступлении на права женщин в России и за рубежом. Недавно публиковалась информация о женской кастрации (по недоумению именуемой обрезанием) на Северном Кавказе.
Регулярно публикуется информация о преступлениях против женщин, о разгуле домашнего и сексуального насилия, о дискриминации женщин на работе, о наступлении на репродуктивные права женщин. Регулярно проводятся акции в виде митингов и пикетов.
В этой связи тема «телочек» – это не просто реакция обиженных барышень на то, что их кто-то там обозвал. Подобное отношение к женщинам, наряду с объективацией и лукизмом, о которых пишет в своей статье Наталья Холмогорова, не что иное, как индульгенция на сексуальное и домашнее насилие в отношении женщин. Все начинается с толерантности общества к неуважению к женщине, фактического непризнания ее равной мужчине.
Об акциях и статьях феминисток по проблемам сексуального и домашнего насилия, дискриминации женщин на работе, наступлении на репродуктивные права женщин мало кто знает, потому что все это практически не освещается в СМИ. Мир никогда бы не узнал о проблеме женской кастрации, если бы Варис Дирие не донесла ему об этом. Но чтобы донести эту проблему до мира, ей пришлось пройти путь от безграмотной сомалийской девушки до одной из ведущих топ-моделей мира.
Вот и получается, что о феминистском движении судят по флешмобам и резонансным акциям, а 90% его деятельности остается за кадром. И эти флешмобы пока являются единственно доступной феминисткам возможностью диалога с обществом.
На что общественность обратит внимание, если речь идет о незаконном лишении свободы? На умную статью с юридическими выкладками малотиражного блогера? Или на обнаженную девушку на Красной площади, на теле которой написано «Свободу ...!»?
Но я – по своему опыту (о нем каждый может прочесть в моих блогах на «Эхе Москвы» и на gulagu.net) – могу судить со всей очевидностью: никаких других защитников, кроме феминисток, у российских женщин нет.
В своей статье Наталья Холмогорова приводит аргументы, почему российские женщины не любят феминисток. Она пишет о том, что российские феминистки не организованы, сосредоточивают внимание «не на тех» проблемах и вообще клоунессы (ну что с клоунесс возьмешь).
На самом деле проблема в другой плоскости. Российские женщины прекрасно отдают себе отчет, где живут. А живут они в условиях патриархата, то есть власти мужчин. И именно от расположения мужчин зависит, что женщины получат хоть какую-то долю благ, что сохранят хоть какую-то зону комфорта.
Этой зоной комфорта может быть разное. Только опять же – в условиях патриархата именно мужчины определяют, какую именно зону комфорта они позволят занять женщинам. Для одной это будет статус жены, «матери семейства», но при этом она будет «не выносить сор из избы» и тональным кремом закрашивать синяки, полученные от благоверного.
Для другой это будет некая относительно прилично оплачиваемая должность при условии, что она будет довольствоваться тем, что есть, и ни при каких обстоятельствах не станет претендовать на что-то большее.
Российскому феминистскому движению предстоит еще многое. Нужно создание единой информационной площадки, работа с регионами, создание печатных и электронных СМИ. Но оно уже делает первые, но все более уверенные шаги. Задача российского феминистского движения – защита прав и интересов российских женщин. Активизация феминистского движения – это реакция на ужесточение дискриминации женщин, клерикализацию и консерватизм в политике.
Для борьбы с этим необходимо мощное самостоятельное феминистское движение, независимое от других политических сил.
Ему в России еще суждено возникнуть, у феминизма в нашей стране есть будущее.