На днях жизнь неожиданно столкнула меня с гражданином Украины. Большой белый джип с украинскими номерами перегородил въезд на автосервис, а его хозяин о чем-то неторопливо болтал с курившими работниками мойки. Я, может быть, несколько раздраженно попросил гражданина отъехать и освободить дорогу.
То, чего хотели все украинцы, стало реальным в Донбассе
А через пять минут мы с ним оказались в комнате ожидания. Пока нашими автомобилями занимались специалисты, мы разговорились. Мой собеседник, Андрей, оказался жителем города Бровары, который находится в Киевской области.
В Москву 39-летний украинец приехал по делам своего бизнеса. В подробности я не стал углубляться. «Я вообще-то патриот и не хочу, чтобы Украина обратно в «совок» вошла. Но на одном патриотизме далеко не уедешь.
Мы не в Донбассе живем, нам Россия не помогает. А у меня двое детей, родителей надо поддерживать. Мне все равно, кто у власти в России или на Украине. Главное, чтобы нормально можно было жить, работать, зарабатывать. Я сепаратистов не осуждаю: все хотят хорошо жить...» Вот такой вышел разговор.
На самом деле в неприязненном отношении украинцев к своим, уже можно сказать, бывшим землякам с Донбасса присутствует изрядная доля зависти. И причины этой зависти и даже ревности лежат не только в материальной плоскости («Мы не в Донбассе живем, нам Россия не помогает»).
Украинцы понимают, что настоящая, очищающая и освобождающая революция произошла именно в Донбассе. Именно жители Юго-Востока сумели довести до логического конца, до реализации те идеи и принципы, с которыми выходили на Майдан люди в 2014 году.
Вспомним, как начиналась украинская революция? Это был протест против олигархов, народный бунт против коррупции, беспредела власти и чиновников. Люди вышли на площадь, чтобы восстановить свои попранные права, вернуть себе достоинство.
#{smallinfographicright=770856}И вот мы видим нового олигарха на посту президента, свобода обернулась погромами, отстрелом инакомыслящих (журналист Олесь Бузина, народный депутат от Партии регионов Олег Калашников, журналист Сергей Сухобок, Ольга Мороз – журналист «Нетешинского вестника» в Хмельницкой области).
Революция на Украине, начавшаяся под лозунгами построения свободного, цивилизованного общества, ориентированного на европейские ценности, в итоге переродилась в уродливый фарс, в диктатуру узколобых фанатиков.
В июле на Украине запретили коммунистическую символику. Сторонников федерализации объявили нелюдями и приговорили к истреблению. Начались убийства «неправильных» журналистов и депутатов, а тех, кому «повезло», совали в мусорные баки и мазали зеленкой. Русофобия стала фактором национальной идентичности и признаком принадлежности к «прогрессивному классу» проевропейски настроенных украинцев.
Постмайданная Украина стремительно превратилась в аллюзию на выморочный мир братьев Стругацких в романе «Трудно быть богом». И продолжает продуцировать абсурд, безумие и средневековый фанатизм.
В Донбассе же революционные идеалы не были преданы. При всей их гипертрофированности здесь можно говорить о подлинной народной революции. К власти в республиках пришли действительно лидеры из народа.
Кто-то из них уже «сошел с дистанции», но это не отменяет главного. Эти лидеры не были назначены американскими кураторами, они появились на политической сцене не в результате кулуарных договоренностей олигархов.
Они были вынесены наверх спонтанно, и их авторитет появлялся и рос в условиях войны и блокады. Донбасс все еще живет по законам военного времени. Украине с ее придуманной российскими либералами «пассионарностью» здесь противопоставить нечего.
В ДНР и ЛНР не на словах, а по-настоящему провели национализацию и прогнали олигархов, которые стали в республиках персонами нон грата. Последний скандал с убежавшим в Россию владельцем группы компаний «Газ Украина» Сергеем Курченко красноречиво доказал, что старые порядки уже не вернутся.
Для Донбасса не имеет значения ни гражданство, ни политические симпатии или гражданская позиция олигарха. Неважно, «донецкие» они, «московские» или какие-то другие.
В России такая принципиальность, должно быть, удивляет многих, привыкших жить под знаком золотого тельца. Им в голову не приходит, что бывает и так. Что после освобождения от воров у власти на руководящие посты не всегда садятся новые преступники.
И этому Украина, безусловно, страшно завидует. Донбасс получил то, что должны были иметь они, но упустили из рук. Новороссия – это не что иное, как успешный пример консервативной революции, принципами которой являются социальная справедливость, традиционные ценности и народовластие. Мало кто из украинцев будет отрицать, что хотел бы такого исхода Майдана, а не очередной старой сказки на новый лад с провинциальными толстосумами у руля.
Демократия Донбасса создана людьми, которые взяли в руки оружие и пошли воевать. И эти люди c таким трудом полученную демократию и свободу не отдадут серым чиновникам, встроенным в какую-нибудь вертикаль. Является ли это проблемой для России? Нет. Для России это является катализатором перемен. Если Донбасс в итоге войдет в состав России – он станет самым преданным регионом страны, надежным форпостом, который не предаст своего президента и свой народ.
Донбасский прецедент уже нельзя игнорировать или не замечать. Запрос на социальную справедливость, на «неотвратимость» наказания для казнокрадов и коррупционеров, на народовластие – он очевиден. Донбасс доказал, что это возможно. То, что будет происходить в Донбассе, будет менять Россию.