В православном мире есть свои принципы дискуссии, к которым я привык. С этой своей привычкой я обращаюсь к миру исламской публицистики с надеждой найти там образцы добросовестной и убедительной богословской полемики. Нет, не с христианством. А с теми течениями исламской же мысли, которые ныне принято считать «радикальными».
В христианских сектах есть определенный набор цитат из Библии, которыми они завсегда выстреливают при встрече с православными
Поскольку «радикалы» считают себя истинными мусульманами и знатоками своей веры и поскольку производство этих радикалов в современном исламском мире поставлено на широкий поток, значит, у них есть определенный набор нужных им цитат из Корана и авторитетных для всех учителей веры (в т.ч. «сподвижников Пророка»).
Ну, вот, например, в христианских сектах есть определенный набор цитат из Библии, которыми они завсегда выстреливают при встрече с православными. Соответственно, наших семинаристов мы учим отвечать на эти цитаты.
Полагаю, что эффективная полемика с радикалами от ислама может быть только такой же.
Вы в оправдание своего бомбизма приводите такую-то ссылку из Корана. Мы поясняем:
а) в Коране на эту тему есть и другие суждения;
б) прямые ученики и слушатели Пророка отвергали ваше толкование приводимых вами коранических текстов и поддержали наше, миролюбивое;
в) позднейшие и величайшие ученые мужи ислама дали приводимым вами кораническим текстам такие-то толкования, которые опять же гораздо более миролюбивы, чем ваши модерновые самоделки;
#{religion}г) вы потому-то и потому-то неправы, пробуя напрямую приложить полюбившийся вам воинственный совет к такой-то собственной ситуации.
Вы приводите такие-то ссылки на таких-то улемов. Мы в ответ:
– такой-то улем не совсем и улем (эрудит-мудрец), а вообще двоечник;
– этот улем и в самом деле авторитетен, но, скажем прямо, он тут ошибся;
– есть такие-то более авторитетные голоса, говорящие иначе.
Вот пока нет такой конкретной и скрупулезной работы с каждым «радикальным» доводом, и не возникает ощущения серьезной борьбы официальных муфтиев за умы своей молодежи. Заученные речевки на тему «они не мусульмане, потому что у террористов не может быть ни религии, национальности» тут не помогут.
Вновь скажу: внутри исламского мира работает конвейер по подготовке радикалов-бомбистов. У них есть наработанные и эффективные технологии внедрения в мозг мусульманина. Эти технологии предполагают обильное цитирование авторитетных мусульманских текстов. Кто сумеет снизить смертельное обаяние этих цитат?
Источник: Блог протодиакона Андрея Кураева