Мнения

Анна Очкина
социолог

«Под огонь оптимизации»

23 июля 2012, 11:45

Фото: из личного архива

Пензенский государственный педагогический университет, в котором я работаю 12 лет, через месяц-другой перестанет существовать как самостоятельное юридическое лицо и станет частью Пензенского государственного университета (созданного на базе Пензенского политехнического института). Это событие имело бы сугубо местное значение и касалось бы только работников и студентов объединяющихся вузов, если бы не было частью общего пугающего процесса.

Педагогический талант как особый вид одаренности так и не получил признания и, похоже, уже не получит

Укрупнение вузов, школ, поликлиник и т. п.  – часть масштабной реформы социальной сферы, осуществляемой сегодня правительством России. Под лозунгами оптимизации и усиления «отдельных объектов социальной сферы» надолго нарушается работа и того учреждения, которое признали слабым звеном, и того, которое «бросили на усиление». Страх сокращений, которые, как правило, и предусмотрены при реорганизации, неопределенность будущего, нарушение вертикальных и горизонтальных связей, необходимость в рабочем режиме перестраивать и сближать подчас совершенно различные организационные структуры наносят сокрушительный удар по трудовой мотивации. Влияние неразберихи, управленческой бессмысленности и неопределенности на эффективность труда в социальной сфере сегодня оказывается сильнее, чем многомесячные невыплаты зарплаты и хронический дефицит финансирования в девяностые годы.

Педагогические вузы – наиболее вероятные кандидаты для такой реорганизации. Это объяснимо: они работают на регион, поэтому их масштаб должен позволять удовлетворять потребность региона в учителях, не больше и не меньше. Но наше государство охватила гигантомания, основанная на вполне прагматическом желании сократить количество объектов финансирования. Поэтому педагогические вузы все чаще и чаще попадают под огонь «оптимизации», не продуманной и необоснованной с точки зрения функций и задач образовательных учреждений, интересов студентов и сотрудников.

Разумеется, педагогическое образование может существовать и в рамках классического университета. Однако такое объединение должно быть эволюционно-историческим, осуществляться при сохранении  образовательных целей, задач и традиций.  Необходимо обеспечить автономию и педагогического образования как особого вида профессионального обучения в вузе. Та же оптимизационная атака, которой сегодня подвергаются педвузы, не позволяет надеяться на такое бережное отношение к их уникальности.

Но был ли мальчик? В чем, собственно, особенность педагогического образования? В том-то и беда, что сегодня, глядя на педагогические вузы и их выпускников, не так просто ответить на этот вопрос. Учить учителя оказалось во сто крат тяжелее, чем обучать предметника, и подмена произошла незаметно, внеся свой вклад в падение престижа и влияния педагогической профессии в обществе. Помимо всех экономических, политических, идеологических и прочих факторов  у этой подмены есть своя глубинная причина: неопределенность, неосязаемость педагогического таланта. Что развивать, обучая педагога? Чем обозначить профессионализацию, кроме обязательных «методик преподавания»?

Что, в первую очередь, должно отличать учителя? Любой, не задумываясь, ответит: «Любовь к детям!» Не думайте, я проверяла много раз. Но что такое любовь как фактор профессиональной деятельности?  Любить своих учеников – это ставить хорошие оценки, не ругать, не принуждать? Или тащить их к тому, что вы сами считаете лучшим их будущим даже против воли? Слишком много вопросов, на которые нет ясных ответов, вызывает определение педагогического таланта через любовь.

Попробуем разобраться в этом через детализацию «производственных задач». Учитель учит не вообще, а чему-то определенному, поэтому он должен любить и понимать свой предмет, но не так, как исследователь, теоретик или изобретатель. Хорошим учителем становится, как правило, тот, кто к истине идет медленно и трудно, но упорно, замечая и запоминая все препятствия, кочки, ямки и овраги на этом пути. Тот, кто любит сам процесс познания и может увидеть его структуру, разбить на этапы и на части так, чтобы не пропустить ни одного важного пункта на пути к знанию. В этом случае знание у ученика будет не данным кем-то в готовом виде, а приобретенным им самим. Вместе с фактами, формулами, именами и датами он будет знать и то, как все это между собой связано, как получен тот или иной вывод, почему это объяснение  наиболее адекватное и т.п. Такой тип медленного, дотошного мышления позволяет хорошему учителю наслаждаться повторением одного и того же, находя все лучшие способы объяснения. Исследовательский тип мышления, как правило, таких повторений долго не выносит.

Но современный учитель работает в школе, которая довольно жестко организована. Какую бы демократизацию мы ни придумали, элемент принуждения в образовании обязательно останется. Талант учителя включает в себя умение находить оптимальный баланс между свободой и принуждением, творчеством и дисциплиной. Такой баланс можно найти, только опираясь на гуманистические принципы, ибо с другими в этой профессии существовать тяжело. Настоящий учитель обязательно будет хоть изредка нарушать правила, всегда оставаясь верным принципам. Идеальный пример – учительница из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Она нарушила все мыслимые правила, выполнив главный долг Учителя: поддержав Ученика в трудный момент, преподала ему главный урок – урок человечности.

Педагогическая деятельность – это общение не только учителя и ученика один на один, это и взаимодействие учителя с классом. И здесь необходима третья составляющая  педагогического таланта – умение сочетать эмпатию и отчужденность. Чувствовать и понимать своих учеников, оставаясь над ними. Быть всегда на их стороне, чтобы они ни делали, но не сливаться с ними, не снижать планку требований к себе и к ним, ненавязчиво заставляя учеников тянуться к этой планке. Не загораживаться авторитетом, как щитом, но и не допускать фамильярности и панибратства.

Всему перечисленному сложно научиться и невероятно трудно научить. Но можно создать образовательную среду, в которой соответствующие задатки получат развитие, создать условия, в которых студенты могут обнаружить и отшлифовать те или иные грани педагогического таланта. Можно составить программу обучения, выявляющую различные элементы учительского дара и стимулирующую их развитие. В традиционных педвузах такой целостной системы не было, потому явление «хороший учитель» остается все-таки случайным. Но были наработки, традиции. Сложилось, наконец, педагогическое сообщество. Все это способствовало хотя бы тому, что случайности встречались чуть чаще, хороших учителей было достаточно для того, чтобы было на кого ориентироваться начинающим. Были те, с чьей помощью, отнюдь нередко, складывался этот, почти неуловимый, но жизненно важный для всех нас талант – талант учить. И педагогические вузы нужно бы сохранять, холить и лелеять, превращая в такие инкубаторы для настоящих учителей. Но у нас сейчас все озабочены только «бизнес-инкубаторами».

Педагогический талант как особый вид одаренности так и не получил признания и, похоже, уже не получит. В школы намереваются привлекать «для оживляжа» успешных бизнесменов и ученых (тоже непременно успешных), а предметы поручат вести людям, строго придерживающимся указаний Министерства образования.

Обладающий же описанными мною качествами Учитель – человек по определению независимый и свободный. И в учениках он будет воспитывать такие же качества, являясь для них непреклонным авторитетом. А это уже незадача, не правда ли?

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Песков объяснил уведомление США о пуске ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?