Мнения

Анна Очкина
социолог

«Хорошего «понемножку»

23 ноября 2012, 13:18

Фото: из личного архива

Обсуждала в четверг со студентами проблемы образования. К середине дискуссии услышала знакомый тезис: «У нас слишком много вузов, не должны 75% населения получать высшее образование. Если бы высшее образование было редкостью, люди бы его ценили, не было бы покупки дипломов, была бы мотивация к учебе».

Хор голосов твердит: у нас много вузов, слишком много образованных, потому образование плохое!

Не перечесть, сколько раз я слышала этот аргумент. Почти в любой дискуссии о многострадальном российском высшем образовании рано или поздно кто-то  вклинится с репликой: «Куда нам столько вузов? Пора кончать подготовку по несуществующим специальностям, высшее образование должно быть редкостью, только тогда оно будет хорошим».

Мой вопрос – почему? Где логическая связь? Откуда такая непоколебимая уверенность, что простое сокращение вузовской системы сразу же даст прирост качества? Мы же не совершаем обмен большого количества плохих вузов (примем как гипотезу, что у нас много именно плохих вузов) на меньшее количество хороших вузов. Как  в популярной советской юмореске обменяем много маленьких по три рубля на немного, но больших, по пять рублей. Нам не на что менять, мы должны будем сократить ту систему, которую имеем. Подумаем, что же произойдет.

Предположим, что в высшем образовании останутся те же организационные принципы и критерии, которые сейчас  активно внедряет Министерство образования и науки. Содержательные стандарты отменены, новые стандарты со взятыми с потолка компетенциями никак не защищают студентов от некомпетентности преподавателей, о которой сейчас столько кричат. Потому как формировать эти загадочные и не имеющие реального смысла компетенции можно на любом материале. Не понимаешь Маркса или Парсонса, которые пишут «сложно и путанно», хорошо, ну их. Можно взять авторов попроще.

Кто, в конце концов, докажет, что именно Маркс, Вебер или  Валлерстайн необходимы для того, чтобы научить «использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп»  (компетенция из стандартов социологов)? Как вообще это проверить? И не стоит ли протестировать некоторых чиновников Министерства образования на «сформированность» (термин стандартов) у них этой компетенции? Кто может уверенно сказать, что развил в себе «способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы» и оценить ее в баллах? А преподаватели сегодня должны это делать! Они обременены кучей отчетности, требованиям к форме программ и методическим материалам и никак не ограничены по части содержания.  

С другими требованиями и критериями  получается не лучше. Доходы на одного преподавателя – это показатель чего? Качества образования? Ничуть. Предположим, что доходы складываются из платы за обучение и грантов на научные исследования, и то они не прямо коррелируют с качеством. Научные исследования ведутся, как правило, по узким темам, по крайней мере, именно такие исследования наиболее «грантособирающие». В наших вузах преподаватель обязан иметь учебную нагрузку, ставки научных сотрудников, которые могли иметь половинную загруженность учебными часами, во многих вузах сократили. Значит, остается погоня за часами: гранты – дело ненадежное и эпизодическое, особенно в социально-гуманитарной сфере, а кушать хочется постоянно. Значит, преподаватели волей-неволей будут экономить усилия на каком-нибудь направлении. Или на поиске и выполнении грантов, или на педагогической деятельности. А что у нас почти совсем не учитывается в рейтинге преподавателя и критериях оценки вуза? Правильно, педагогическая деятельность! Сокращение количества вузов, то есть сокращение «предложения образовательных услуг», безусловно, поможет поднять цену на них. Но это не является само по себе стимулом повышать качество образования.

Далее везде. Ни одна организационная мера, сдерживающая профессиональную свободу преподавателя, не была отменена в ходе реформ. Не сделано почти ничего, что позволило бы структурным подразделениям предпринимать самостоятельные шаги для оптимизации своей работы, для повышения этого самого пресловутого качества. Но было введено немало мер, ограничивающих уже не только профессиональную, но и личную свободу преподавателей.

Ну, сократим мы количество вузов, притом что организационные принципы останутся прежними, да будут еще и доводиться  Минобразования до полного... «совершенства». Вдвое сократим. Втрое, в десять раз. И что, мы получим  систему образования вдвое, втрое, в десять раз лучшую? Ни Боже мой! Мы получим меньшее число вузов, по качеству худших, чем те, которые уничтожили. Именно худших, потому что методы реорганизации, применяемые сегодня в образовании, показывают, что решения готовятся кое-как, принимаются зачастую по случайным, сиюминутным соображениям, каждая организационная «инновация» порождает дикую неразбериху и управленческий хаос, падение трудовой мотивации и дисциплины.  Кроме того, повторяю, педагогическая деятельность сегодня мешает преподавателю и вузу набирать очки в рейтинг. Значит, при сокращениях выдавливаться будут в первую очередь преподаватели и вузы, добросовестно занимающиеся именно этой деятельностью. И те «отборные» абитуриенты, которые придут в ценные из-за своей немногочисленности вузы, будут получать образование весьма невысокого качества.

Считается, правда, что «элитарные» абитуриенты будут требовательны к преподавателям, заставлять их тянуться к поставленной планке. Но для этого нужно, по меньшей мере, суметь поставить планку, сформулировать содержательные требования. Смогут ли это сделать поколения ЕГЭ и Твиттера? Не уверена. У них бы это получилось, может быть, если бы они представляли себе перспективы занятости, свое место в обществе, имели бы внутреннюю мотивацию к определенной профессиональной деятельности. Но для этого нужна реальная модернизация, а не сокращение численности вузов. А если проводить реальную широкомасштабную модернизацию, создавать хорошие рабочие места, развивать фундаментальную науку, то и вузы сокращать не придется.  Их необходимое количество определится со временем. Особенно если будет развиваться хорошее среднее профессиональное образование с привлекательной перспективой трудоустройства.

Но нет, хор голосов твердит: у нас много вузов, слишком много образованных, потому образование плохое!
Это своего рода мальтузианство. Интеллектуальное. Только Томас Мальтус строил свои умозаключения на идее ограниченности ресурсов, а на чем основываются мальтузианцы образовательные, я не понимаю. Мальтус был не прав, так как упирал на ограниченность ресурсов, не учитывая, что ключевая проблема – принципы их использования и распределения. Известный экономист Джулиан Саймон имел в начале карьеры неомальтузианские взгляды, но впоследствии отказался от них и раскритиковал мальтузианские построения. Он доказал, что рост населения является не проблемой, а благом, так как появляются дополнительные человеческие ресурсы для творческой и инновационной деятельности.

Я понимаю, конечно, что речь не о том, будто нам нужно очень мало образованных людей. Речь о том, что много таких людей просто некуда девать, если сохранить нынешнюю социально-экономическую модель. Только попусту-де поощряем рост амбиций и потребностей. Положим, власти не нравятся наши амбиции и раздражают наши потребности, но нравится действующая социально-экономическая модель. Но у нас же должно быть несколько иное мнение, нет? Зачем же мы подпеваем с таким удовольствием и страстью?

Откуда, я вас спрашиваю, непоколебимое убеждение в том, что хорошего обязательно «понемножку», а много может быть только... не очень хорошего?    

Источник: Блог Анны Очкиной

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?