Мнения

Олег Макаренко
бизнесмен, блогер, журналист

«Педагоги не сволочи»

1 сентября 2011, 19:00

Фото: fritzmorgen.livejournal.com

Главная проблема современной школы – классно-урочная система. Система, когда дети занимаются по заранее спущенному сверху плану теми предметами, которыми им приказывают заниматься. Возможно, епископ Коменский, который придумал классно-урочную систему в XVII веке, совершил педагогический прорыв. Возможно, в XVII веке классно-урочная система и была хороша. Сейчас, однако, у нас уже век XXI, и классно-урочная система устарела безнадежно.

Это тебе, дружок, не обыкновенная тюрьма для уголовников — это школа

Даже нельзя сказать, что ее эффективность равна нулю. Ее эффективность отрицательна: если взять контрольную группу из десяти нигде не учащихся детей и сравнить ее со школьниками, то школьники будут меньше знать, испытывать гораздо большее отвращение ко всякого рода учебе и, до кучи, обладать целым букетом разнообразных физических и психических заболеваний.

Происходит это по следующим причинам.

Во-первых, классно-урочная система – это насилие. Детей там заставляют заниматься силой, поэтому психически комфортно себя в школе чувствуют только мазохисты, каковых среди школьников таки меньшинство.

Во-вторых, классно-урочная система задает всем школьникам один и тот же жесткий темп. Из-за этого отстающие дети скучают, так как им ничего не понятно, а опережающие программу дети скучают, так как они все знают. Добавим к этому детей, которые скучают из-за того, что им неинтересен данный конкретный предмет или данный конкретный учитель, и мы получим настоящее царство скуки.

Конечно, человек – скотина прочная, и далеко не всех школьников удаётся этим десятилетием скуки окончательно изувечить. Однако я знаю огромное количество взрослых людей, которые испытывают такое отвращение к учебе, что они скорее предпочтут получить удар по печени, чем согласятся потратить десять минут времени на вдумчивое изучение инструкции к мобильному телефону.

В-третьих, классно-урочная система – это подавление воли. За школьника решают абсолютно все. 45 минут ты занимаешься физикой. Хочешь, не хочешь – неважно. Звенит звонок. Увлекся физикой и хочешь продолжать разбирать новые законы дальше? Тебя никто не спрашивает, овца, иди на литературу, сиди там следующие 45 минут.

И не смей думать о чем-нибудь своем! Это тебе, дружок, не обыкновенная тюрьма для уголовников – это школа. Ты не имеешь права думать на посторонние темы. Ты обязан думать о том, о чём прикажет тебе думать учитель.

Результат, опять-таки, мы видим вокруг нас. Нас окружают патологически нерешительные люди, которые по три минуты раздумывают на обеденном перерыве – взять им яблочный сок или вишневый. На решения более серьезные, типа решения снять целлофан с пульта от телевизора, многие уже и вовсе неспособны.

Так вот, я предлагаю сделать для изменения ситуации следующее.

#{image=552332}Я предлагаю постепенно заменить классно-урочную систему на систему более прогрессивную. В далекой перспективе – на какую-нибудь современную систему обучения. В перспективе более близкой – на «классно-урочную систему с человеческим лицом». А именно на систему, в которой вместо уроков будет набор кружков, между которыми школьники будут распределять свое время самостоятельно.

За свою жизнь я занимался в большом количестве разных кружков и секций: как сугубо спортивных, так и приближенных к школьным предметам, таких как кружки по изучению иностранных языков или по математике. Я могу заявить со всей ответственностью, что занятия в кружках не только гораздо эффективнее школьных уроков, но и гораздо менее вредны.

Почему так происходит?

В кружки идет определенный отбор, а это уже очень важно. С одной стороны, ни преподавателю, ни ученикам не нужно возиться с лоботрясами, которых тема занятия не интересует совершенно. С другой стороны, совсем уж негодный учитель кружок вести не будет: к нему никто не будет ходить. Как минимум к нему не будут ходить дети, несовместимые с ним психологически.

Система кружков позволяет детям заниматься в хорошем темпе и в реальном времени следить за своими достижениями. Отмечу, кстати, что я не знаю ничего более демотивирующего, чем действующая сейчас в школах система оценок... Учиться ради получения оценки – меня до сих пор передёргивает от одной мысли об этом отвратительном извращении.

И, наконец, возможность выбора школьником интересных ему кружков резко повышает его мотивацию к учебе. Напомню, что в первый класс большая часть детей все же идет с горящими глазами, с желанием узнать что-то новое. Человеческие детеныши очень любопытны от природы: так устроен наш биологический вид. И только после нескольких лет обучения в школе глаза у детей тухнут, ручонки опускаются вниз, спинки горбятся, а здоровое любопытство уступает место желанию засесть перед телевизором с чипсами и колой.

Главный вопрос – как заменить классно-урочную систему хотя бы на систему кружков. Отвечу. Постепенно, шаг за шагом.

Для начала следует легализовать хоумскулеров: дать им в законах больше возможностей, начать выплачивать хоумскулерам компенсацию за то, что они не посещают школу. В этом году на образование будет выделено 2 трлн рублей. Если мы поделим 2 трлн на 13 млн школьников и на девять месяцев обучения, мы получим... 17 тыс. рублей в месяц. Более чем достаточная сумма, чтобы сделать домашнее обучения доступным для всех желающих.

Кроме того, следует дать больше свободы директорам школ. В настоящее время директора школ связаны по рукам и ногам, им диктуют сверху каждый шаг и каждый чих. Я считаю, что директорам школ следует просто выделять бюджет и дальше давать полную свободу действий, контролируя только два параметра: вход и выход.

Что характерно, конкретно в этом вопросе педагоги и директора со мной полностью согласны, поэтому шанс протащить эти поправки в законодательство весьма высок. Конечно, сразу свою хватку чиновники из Минобразования не ослабят... однако подобного масштаба изменения не происходят одномоментно.

Сначала можно дать больше свободы экспериментальным школам. Потом можно сократить число цепей и оков для обычных школ. Так постепенно, шаг за шагом мы достигнем поставленной цели.

Я знаю, вы скажете мне, что медлить нельзя и что надо всем вместе бежать поджигать школы и вешать педагогов на фонарных столбах... Не соглашусь. Во-первых, педагоги не сволочи. Они просто не знают, что можно учить иначе. Им этого еще никто не говорил, а сами они слишком давно работают в школе, чтобы изучать опыт передовых школ самостоятельно.

Во-вторых, политика – это искусство возможного. Я не верю ни в какие революции в образовании, по крайней мере пока уровень знаний общества в области педагогики находится где-то около нуля.

Однако я считаю, что если сделать упор на две точки роста: хоумскулеров и директоров экспериментальных школ – через несколько лет вполне реально наглядно доказать всю порочность классно-урочной системы и начать добиваться постепенной замены этой системы на что-нибудь более современное.

Источник: Блог Олега Макаренко

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?