Российские нефтяные танкеры продолжают сбрасывать нефть у европейских берегов, несмотря на введенные Западом санкции, сообщает Politico. По данным совместного расследования Politico и группы SourceMaterial, за последний год не менее пяти российских судов из числа так называемого теневого флота оставили нефтяные пятна, но продолжили движение в водах Европы без препятствий.
Два из этих судов были уже под индивидуальными санкциями Великобритании. Среди них – танкер Dinasty, который в ноябре 2024 года оставил 12-километровое пятно в водах Испании, находясь под санкциями Лондона; после инцидента ЕС также внес его в черный список.
Эксперты отмечают, что изношенное состояние судов и непрозрачная структура их владения увеличивают риск аварий, а отсутствие страхования из-за санкций осложняет поиск и наказание виновных. Латвийский министр энергетики Каспарс Мелнис назвал проблему «огромной», а специалисты предупредили, что стоимость ликвидации крупного разлива может достигать 1,4 млрд евро.
В ответ на новые инциденты ЕС расширяет санкционный список, включив в сентябре 2024 года еще 118 российских судов. Однако эксперты и представители стран ЕС считают эти меры недостаточными и предлагают ужесточить контроль не только за судами, но и за всей цепочкой перевозок, включая нефтеперерабатывающие заводы, страховые компании и регистры флага. Франция и другие страны призвали военных и НАТО к совместным действиям против подозрительных судов.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Евросоюз решил включить в санкционный список 120 танкеров. Франция задержала танкер Boracay, а издание Spectator назвало это событие «чистым театром». Позже Франция отпустила танкер Boracay вместе с экипажем.