Российские ученые сравнили современных подростков и их сверстников, которые были тинейджерами в 1989 году. Оказалось, что нынешние ребята более амбициозные, рассчитывают на достижение более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя, но менее ответственные, патриотичные, живут «здесь и сейчас».
«Психологический портрет современных подростков – задача крайне актуальная и нерешенная, потому что, как мы знаем, в России не проводилось общероссийских популяционных исследований детства уже более 50 лет. А для того, чтобы действительно понять, кто такой современный ребенок и подросток, необходимо провести именно общенациональное исследование, которое отразит региональную, языковую, религиозную специфику, а также возрастно-психологические и индивидуально-психологические особенности подрастающего поколения. И только в этом случае мы сможем говорить о репрезентативности выборки, то есть возможности распространения полученных результатов на всех подростков нашей страны», – говорит Зинченко.
Вторая задача – посмотреть динамику когнитивного и эмоционального развития подростков для того, продолжает психолог, чтобы выполнить главную цель: иметь возможность для научно-обоснованного прогноза психического развития детей и подростков в различных социально-экономических условиях, а также разработать индивидуальные траектории обучения с учетом многих факторов развития.
«Уже сейчас полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее частой причиной академической неуспешности является низкая мотивация и включенность в образовательный процесс. Однако говорить о том, что это связь значимая и прямая, пока рано, так как, повторюсь, невозможно составить полный психологический портрет подростка без проведения масштабного популяционного исследования, без глубинного анализа всех факторов, оказывающих влияние на развитие подрастающего поколения», – считает Зинченко.
Он отмечает, то Российская академия образования в 2019 году приступила к решению данной задачи и запустила общероссийский исследовательский проект «Растем с Россией», в котором уже приняли участие более 12 000 школьников из разных регионов России. В ближайшие три года планируется охватить все федеральные округа, чтобы иметь первичные представления о том, кто такой современный российский ребенок и подросток.
Эксперт также рассказал, что в период пандемии и режима самоизоляции, которые оказали влияние на психологическое благополучие и психическое здоровье подростков, Российская академия образования совместно с ведущими вузами страны также запустила уникальный проект «Исследуем дома», в котором приняли участие более 30 000 школьников, студентов, аспирантов и преподавателей. Благодаря этому удалось изучить изменения в когнитивной, эмоциональной сферах, измерить уровень мотивации, самоорганизации и прокрастинации обучающихся. Было выявлено, что последнее напрямую зависит от личностных особенностей молодежи, переживающей самоизоляцию в различных социальных условиях.
«Также мы параллельно исследовали детей и подростков, находящихся в больницах и имеющих хронические заболевания. В связи с развитием медицины увеличивается количество детей и подростков, которые несмотря на наличие ограниченных возможностей здоровья, могут полноценно обучаться и развиваться, при этом нуждаются в особых условиях и психологических механизмах развития. На наш взгляд, данная категория детей обязательно должна входить в выборку психологических исследований и учитываться при формировании психологических портретов различных поколений. Особенно важно это в условиях развития инклюзивного образования в России, так как если мы не будем понимать психологических особенностей детей с различными ОВЗ, то мы не будем иметь научно обоснованных эффективных программ обучения и развития для них», – объясняет Зинченко.
В условиях цифрового мира динамика всех изменений растет стремительно, поэтому логично, что и процессы развития и социализации детей и подростков также трансформируются, отмечает психолог. Цифровая среда становится полноправным участником и источником социализации детей, и этот факт, несомненно, оказывает влияние и на кондиции, и на эмоции, и на ценности. Однако одной из важных практических целей фундаментальных исследований детства может и должна стать та самая цифровая этика, которая позволит минимизировать риски цифровой среды и усилить те перспективы, которые действительно будут развивающими для подрастающего поколения.
Ранее журналист Владимир Познер рассказал об опасностях, которые ждут поколение Z (людей, родившихся в 1996-2017 годах), и в чем заключается историческая миссия этого «цифрового» поколения.