Бучельников рассказал, что состояние учебного авиапарка училища – это «один из сложных вопросов».
«Его решением мы занимаемся совместно с главным командованием ВКС в сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией. Имеется перспективный план по поставке в учебные авиационные части училища новых образцов и модификаций, которые должны сменить учебно-боевые Л-39, заменят наши пожилые транспортники Ан-26, усовершенствуют самолет Л-410. С 2012 года стали поступать новые машины Як-130», – сказал он.
Бучельников отметил, что сейчас серьезно рассматривается в том числе перспектива перехода на поршневую машину в качестве самолета первоначального обучения. Поршневые самолеты гораздо дешевле, чем реактивные, в производстве и эксплуатации. В то же время обсуждаются и другие варианты.
«Наше училище принимает участие в научно-исследовательских работах, ведущихся под руководством ВКС, на тему перспективного учебно-боевого самолета... Идет изучение и анализ предлагаемых конструкторскими бюро вариантов нового самолета первоначальной летной подготовки. Настало время принятия решения об окончательном выборе типа этого самолета. Мы ждем это решение, и, я уверен, оно будет», – рассказал Бучельников.
По его словам, если самолет поставлен на конвейер, это не значит, что завтра он уже будет готов к обучению курсантов.
«Нужно как минимум несколько лет – на испытания, на освоение, на устранение «детских болезней». Думаю, в ближайшее время мы узнаем название самолета, который придет на смену Л-39», – сказал он.
Бучельников отметил, что в России некоторое время был отодвинут на второй план вопрос обновления техники, а давно зарекомендовавшие себя самолеты «по ресурсным показателям все равно будут списываться». «Их нельзя эксплуатировать до бесконечности», – рассказал он.
По словам полковника Бучельникова, в качестве нового самолета первоначального обучения военными и промышленностью обсуждаются не только упоминавшиеся в прессе Як-152, МиГ-АТ и СР-10, но и «есть еще пара названий, которые я не буду упоминать, потому что их обсуждение еще продолжается».
В настоящее время в КВВАУЛ – единственном в России учебном заведении, готовящем летный состав для ВВС РФ – самолетом первоначального обучения является реактивный Л-39, учебно-боевой самолет чехословацкого производства.
Обсуждение необходимости замены этого самолета на новый ведется в ВВС уже несколько лет. В 2016 году тогдашний главком ВКС Виктор Бондарев заявлял Интерфаксу, что одна из машин, которая рассматривалась на замену Л-39 – поршневой самолет Як-152 – пойдет в серию уже в марте 2017 года. Кроме того, еще в 2016 году сообщалось о намерении Минобороны закупить крупную партию (более ста) данных самолетов первоначального обучения и даже подписании соответствующего контракта.
Однако на данный момент официальных сообщений о завершении испытаний, начале серийного производства и поступления в учебные военные части самолетов Як-152 не было.