Потери на Украине во время голодомора в 1930-х годах демографы оценили в 3,9 млн человек. При этом заместитель директора Института демографии и социальных исследований НАН Украины Александр Гладун отметил, что политики и СМИ часто завышают эти числа до 7, 10 и даже 12 миллионов жертв, передает УНИАН.
Потери от голода ученые высчитали, отняв ожидаемое число смертей из общего – избыток и оказался количеством жертв голодомора. Учитывались и косвенные признаки. Сверхсмертность населения СССР в 1932–1934 годах достигла, по подсчетам ученых, 8,7 млн человек.
При этом в абсолютном отношении наибольшие потери понесли районы Украины – 3,9 млн человек. Однако, считают демографы, сравнивать абсолютные потери между республиками некорректно, так как у них была разная численность населения.
В связи с этим первое место по уровню относительных потерь занимает Казахстан (22,4%). Украина – на втором месте (13,3%), далее идут Россия (3,2%) и Белоруссия (1,3%).
Отметим, что в Киеве фактически впервые признали, что от голодомора мог пострадать кто-то в большей степени, чем жители Украины. При этом Казахстан не настаивает на том, чтобы называть голодомор геноцидом и использовать эту трагедию в политических целях. Официальная украинская историография настаивает, что голодомор был целенаправленным уничтожением украинцев по этническому принципу, организованным коммунистическими властями.
Кроме того, официальный Киев считает голод начала 30-х годов даже признаком «гибридной войны» со стороны России – об этом говорил президент Украины Петр Порошенко. Он же с трибуны ГА ООН в сентябре призвал страны-члены Всемирной организации признать голодомор геноцидом.
Голод 1932–1933 годов охватил все основные зерновые районы СССР – не только Украину, но также Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, значительную часть Центрально-Черноземной области, Казахстан, Западную Сибирь, Южный Урал.
Отметим, что историки и ранее называли практически те же цифры, о которых рассказали украинские демографы: общее число погибших – от 7 до 8 млн человек, из них 3–3,5 млн – на Украине, 2 млн – в Казахстане и Киргизии, 2–2,5 млн – в РСФСР.