«Значительную часть всех обращений по страховой тематике, поступающих в Банк России, составляют жалобы на коэффициент «бонус-малус» (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу ОСАГО в зависимости от наличия ДТП, КБМ), – сообщили «Известия» слова представителя пресс-службы Центробанка России (на ведомство возложен контроль над страховщиками).
Коэффициент «бонус-малус» ежегодно начисляется при безаварийной езде: по 5% за каждый год, максимальная скидка за 10 лет без ДТП составит 50%. После аварии скидки «сгорают» и вводятся повышающие коэффициенты – от 1,4 до максимального 2,45.
В РСА отказались привести точные статистические данные по числу конфликтов, но оценивают объем жалоб по неправильным скидкам в 50% от всех входящих звонков.
«Количество жалоб на неправильно примененный КБМ нас беспокоит. Анализ звонков на нашу «горячую линию» показывает, что половина из обращений действительно связана с порядком расчета бонуса, хотя остаются также вопросы и к урегулированию убытков по европротоколу, есть и вопросы, связанные с обязательствами покинувших рынок ОСАГО компаний», – сказал представитель РСА.
«Автовладельцы стали жаловаться, потому что значение КБМ дает все больший эффект по экономии страховой премии по ОСАГО на фоне роста стоимости договора. Раньше КБМ не был так важен для водителей», – отметил первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин.
«Так называемый вал обращений клиентов связан именно с тем, что система начала работать. Банк России жестко надзирает за соблюдением страховщиками закона об ОСАГО», – заметил директор по развитию страхования СК «Макс» Сергей Печников.
С 1 декабря 2015 года страховщики не имеют права, как ранее это было заведено, отсылать клиента за историческими справками в предыдущие страховые компании – теперь они обязаны самостоятельно запрашивать информацию у коллег по бизнесу. В то же время в сообществе автостраховщиков отмечают, что есть случаи, когда проверить прошлые договоры просто невозможно, в частности в виду банкротства и нецивилизованного ухода компании с рынка или, к примеру, когда клиент ранее был вписан в договор страхования не как страхователь, а как лицо, допущенное к управлению автомобилем.
Если же страховая компания, по мнению автомобилиста, определила неправильную скидку, то она обязана отправить запрос в РСА, и в течение пяти рабочих дней союз проводит собственную проверку. Но если и последняя не дает результата, то гражданин может обратиться в Центробанк. Специально для этой проблемы регулятор сделал на своей странице интернет-приемную.
«Мы призываем автовладельцев активно пользоваться этой опцией, а если обращение в страховую компанию не приносит результата – жаловаться в Банк России. Если Банк России выявляет нарушения по итогам рассмотрения жалоб, к страховым компаниям применяются меры надзорного реагирования. В частности, Банк России ходатайствует через суд о привлечении страховщиков к административной ответственности (соответствующие размеры штрафов установлены в КоАП)», – пояснили в пресс-службе ЦБ.
Напомним, 3 февраля в ГИБДД поступили первые жалобы не сумевших оплатить штраф со скидкой водителей.
Кроме того, 3 августа прошлого года ЦБ зафиксировал двукратный рост числа жалоб на работу страховщиков.