«Комитет рекомендует Государственной думе принять данный законопроект в первом чтении»,– цитирует ТАСС заключение комитета. При этом в Госдуме обратили внимание, что в документе отсутствуют сроки вступления в силу его положений, а также норма, «предусматривающая полномочия органов государственной власти субъектов России изменять в сторону увеличения сроки запрета использования зимних шин и шин, укомплектованных шипами противоскольжения». Эти моменты предлагается устранить ко второму чтению.
Как напомнил на заседании комитета его глава Евгений Москвичев, законопроект рассматривался в предыдущем созыве. «Действительно, мы доработали законопроект, он нужный, считаю, что надо его поддержать»,– сказал он.
По словам Москвичева, большое количество дорожно-транспортных происшествий в РФ происходят в том числе из-за не вовремя замененных шин. «Мы не должны рисковать жизнями людей, законопроекте нет ущемления владельцев транспортных средств»,– отметил глава комитета Госдумы.
21 октября законопроект будет вынесен на рассмотрение депутатами на пленарном заседании. Правительство в официальном отзыве также поддержало инициативу.
Как ранее отмечал один из авторов инициативы, член профильного комитета Госдумы Сергей Тен, технический регламент ЕС, утвержденный Россией, Белоруссией и Казахстаном, устанавливает требования к глубине протектора. Так, штраф будет грозить, если глубина протектора в период с 1 декабря по 1 марта не будет соответствовать этим нормативам. То есть, речь идет о санкциях за использование летних шин зимой. При этом парламентарий предупредил, что штраф могут выписать и за использование зимней резины с высокой степенью износа.
Законопроект учитывает региональную специфику России. В частности, предполагается, что региональные парламенты смогут пересматривать сроки зимнего периода эксплуатации шин в сторону увеличения, но не уменьшения. По словам Тена, депутаты ставят перед собой задачу, чтобы закон вступил в силу с 1 декабря.
Одновременно поправки касаются использования шипованной резины в летний период – с 1 июня по 1 сентября. Штраф за это также составит 2 тыс. рублей.
До этого, в конце апреля 2014 года ГИБДД и Мосгордума поддержали законопроект, вводящий для автомобилистов штраф в 2 тыс. рублей за эксплуатацию не соответствующих сезону шин и изношенных покрышек.
Стоит добавить, что это не первый законопроект, с помощью которого депутаты пытаются решить вопрос использования зимней и летней резины. Один из них был подготовлен еще в 2009 году, еще несколько – в 2013 году. Но до реализации они не доходили.
В 2013 году законопроект, предполагавший штрафы за езду на шинах, не соответствующих сезону, вносился в Госдуму, но был отклонен из-за противоречий с техрегламентом Таможенного союза (ТС).
Особенно активно о введении правил для автомобильных шин заговорили после мощных снегопадов и дорожного коллапса в центральной России осенью 2012 года. Пробка на трассе «Россия» в Тверской области тогда растянулась на 200 километров. По данным МЧС, причиной коллапса стал не только снегопад, но и неготовность инфраструктуры для работы в зимний период. В декабре 2012 года премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил законодательно обязать россиян использовать зимнюю резину.