После этих совещаний план будет обсуждаться в течение недели с профильными вице-премьерами, окончательное сведение плана и урегулирование разногласий вокруг него возложены на первого вице-премьера Игоря Шувалова, пишет «Коммерсант».
Проект плана по состоянию на 25 января, на который ссылается издание, состоит из двух частей – включенные решением Минэкономики инициативы ведомств по нескольким направлениям (всего 96 пунктов) и предварительно отвергнутые (43 пункта). В условно одобренной части план стоит около 500 млрд рублей, из которых 310 млрд рублей уже предусмотрены бюджетом на 2016 год: это бюджетные кредиты регионам.
План стоит около 500 млрд рублей, из которых 310 млрд рублей уже предусмотрены бюджетом на 2016 год
Прочие средства – и это источники «Коммерсанта» в правительстве отмечают как главную особенность антикризисного плана – преимущественно ориентированы на поддержку нефинансового сектора (более 200 млрд рублей), в первую очередь машиностроения.
Газета напоминает, что антикризисный план-2015 свелся в основном к докапитализации банковской системы на 800 млрд рублей – тогда стратегия Белого дома предполагала преимущественно косвенную поддержку промышленности через финансовый сектор.
В проекте плана-2016 на докапитализацию банков планируется направить максимум 25 млрд рублей из остатков средств, выделявшихся еще в конце 2014 года. Вопрос о стоимости санации ВЭБа со второго квартала 2016 года – он фигурирует в плане вторым пунктом – не решен, притом что это потенциально самые крупные антикризисные расходы 2016 года, отмечает «Коммерсант».
#{smallinfographicleft=765507}Подавляющее большинство из 96 условно одобренных на уровне Минэкономики пунктов плана-2016 формально не требуют прямого бюджетного финансирования (отдельно стоит отметить отсутствие там, в отличие от плана-2015, крупных инициатив по поддержке строительной отрасли) – однако, как в случае с блоком поддержки предпринимательства, идеи Белого дома могут сильно повлиять на расходы региональных и муниципальных бюджетов, отмечается в статье.
Значительная часть крупных инициатив – как приватизация в 2016 году (не только крупных госактивов в виде акций, но и федеральной недвижимости), реформы в сфере правоохранительной деятельности и судебной системы, касающиеся предпринимательской тематики, – обнародовались ранее, а их перспективы неочевидны, отмечает издание.
Наиболее ярким регуляторным предложением Минэкономики в плане является идея физического ограничения числа проверок: 5 тыс. в год для федерального надзора, 200 – для регионального и 50 – для муниципального, а также мораторий на проверки для новых промпредприятий. В целом блок дерегулирования расписан Минэкономики достаточно подробно, и это преимущественно развитие идей антикризисного плана-2015.
Проект плана, в отличие от 2015 года, почти не предполагает действий по снижению налоговой нагрузки – Минэкономики ограничивается идеей замораживания ставок водных платежей, нулевого НДС в авиаперевозках, ряда мер по налоговой поддержке малого бизнеса. Довольно крупные предложения Минэнерго в нефтяной сфере и в сфере энергетики в план не включены – судя по всему, напрямую инициативы, существенно снижающие доходы бюджета, в план априори не вошли, пишет «Коммерсант».
Около 50 млрд рублей на поддержку здравоохранения, включенные в проект плана, целиком предлагается найти не в антикризисных резервах Белого дома, а в средствах, сэкономленных на размере федеральной дотации Федеральному фонду ОМС в 2016 году.
В документе также зафиксирована необходимость в рамках плана обсудить в июне 2016 года варианты индексации пенсий и ограничений выплат пенсий работающим пенсионерам с относительно большим доходом, в марте 2016 года – вопрос о повышении требований к назначению досрочных пенсий, а в октябре – вопрос о «возможных сроках, границах и темпах повышения пенсионного возраста».
Наиболее крупные предложения внесены в проект в соответствии с требованиями Ольги Голодец. Это помимо индексации пенсий в 2016 году на фактический объем инфляции 2015 года (12,9%, цена вопроса – 286 млрд рублей с 1 апреля и 160 млрд рублей с 1 августа) и введение сроком на год выплат из материнского капитала размером 5 тыс. рублей в месяц с июня 2016 года.
Не попала в предварительно одобренные пункты плана и самая громкая инициатива, исходящая от Минтруда, – ведомство Максима Топилина выступает с идеей обсуждения в 2016 году введения прогрессивного подоходного налога на «сверхвысокие» заработки.
Этому же ведомству принадлежит еще одна пока отвергнутая инициатива – «упорядочивание» уровня оплаты топ-менеджмента госкомпаний и госкорпораций с направлением сэкономленных средств на оплату труда «наименее оплачиваемых работников», в этом же списке и новые ограничения зарплат руководству ГУПов и МУПов через федеральный закон.
Отвергнутые предложения Минпромторга в основном являются отраслевыми и ориентированы на поддержку крупных игроков в машиностроении и РЖД. Неподдержанные инициативы Минэнерго более разнообразны: это, например, приватизация непрофильных активов госкомпаний, стимулирование отказа от неиспользуемых энергомощностей.
Не включена в проект плана идея ведомства Александра Новака по директивному ограничению благотворительной деятельности госкомпаний, как и идея Минсельхоза по компенсации агропроизводителям, имеющим валютные кредиты, потерь от девальвации рубля.
Правительство пока готово обсуждать лишь поддержку физлиц, имеющих ипотечные валютные кредиты и в силу этого «находящихся в трудной жизненной ситуации»: правда, обсуждать этот вопрос Белый дом, согласно проекту антикризисного плана, готов лишь через год, в декабре 2016 года, указывает издание.
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что антикризисный план будет скорректирован, добавят новые меры и откажутся от неэффективных.
В свою очередь глава Минфина России Антон Силуанов сообщил, что российское правительство готовит новый стратегический план действий в экономике на краткосрочный и среднесрочный период.
В декабре президент России Владимир Путин назвал важнейшей задачей правительства вернуть российскую экономику на устойчивые темпы роста.