Как рассказали источники в авиационной отрасли, на днях у директора ФСБ Александра Бортникова прошло рабочее совещание по вопросам авиационной безопасности, на котором обсуждались варианты ее усиления для российских авиакомпаний в зарубежных аэропортах. После крушения А321 «возникли серьезные вопросы к реальному, а не формальному соблюдению рядом стран требований авиабезопасности», прописанных в регламенте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), пояснил один из источников «Коммерсанта».
В Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе на запрос не ответили.
Член думского комитета по обороне Максим Шингаркин подтвердил, что «вырабатываются различные решения для усиления авиабезопасности в портах прилета и вылета за рубежом». Государства можно ранжировать на базе критериев оценки уровня террористической активности, пояснил он, а авиасообщение со странами, где риски высоки, где недавно совершались теракты, - ограничить. Речь, например, идет о регионах Ближнего Востока, Центральной Азии, Израиле и подконтрольных ему территориях.
Шингаркин пояснил, что страна, включенная в список запретов на полеты, может обратиться к российским властям с просьбой возобновить сообщение. Но это возможно только в случае «выполнения определенных условий». Например, в аэропортах этих стран могли бы присутствовать российские представители служб авиационной безопасности или проведены дополнительные мероприятия по ее усилению, но в рамках национальных подразделений. По словам Шингаркина, в случае использования дорогостоящего оборудования для этих целей стоимость полета российской авиакомпании за рубеж может увеличиться в среднем на 20 долларов.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что прецеденты применения специальных мер отдельными странами есть - в частности, практику усиления авиационной безопасности на местах при участии собственных специалистов, в том числе вооруженных, используют в Израиле. Страна настаивала и на распространении этого подхода на российские аэропорты, но особых условий для рейсов в Израиль в России введено не было.
В целом, добавляет эксперт, принято проводить национальный аудит системы безопасности аэропортов. Но будет ли этого достаточно именно в случае с Египтом и другими государствами, попадающими в «группу риска», Пантелеев судить не берется, отмечая наличие информации о том, что в стране ряд процедур «исполнялся лишь на бумаге». Поэтому, признает он, даже успешный аудит вряд ли обеспечит уверенность в системности действий профильных специалистов египетских аэропортов.