Ульянов назвал «довольно странной» ситуацию, при которой Россия объявляется противником США. «Против нас вводятся санкции. Но в тех областях, которые представляют особый интерес для Вашингтона, нас призывают сотрудничать», – сказал собеседник, передает РИА «Новости».
Пока мы никаких конкретных шагов в этой сфере не предпринимали, но я не исключаю, что Вашингтон может нас вынудить их предпринять
«Пока мы никаких конкретных шагов в этой сфере не предпринимали, но я не исключаю, что Вашингтон может нас вынудить их предпринять, внести корректировки в нашу политику в этом направлении. Это было бы вполне естественно, с учетом недружественного характера со стороны США», – заявил он.
Речь, в частности, может идти о пересмотре сотрудничества в рамках СНВ и в сфере нераспространения, добавил Ульянов. Хотя пока «похолодание в отношениях России и США сферу сокращения ядерных вооружений не затронуло».
«Договор (СНВ) выполняется нормально, неплохо. И американская, и российская сторона признают, что процесс идет вперед, претензий к другой стороне ни одна из сторон не имеет. А технические вопросы решаются в рамках двусторонней консультативной комиссии, чья очередная сессия будет в феврале <...>. Мы считаем, что на данный момент пока не возникли обстоятельства, которые бы вынудили нас пересмотреть свое отношение к этому договору», – подчеркнул собеседник.
Ульянов также заявил, что Россия до сих пор не получила от США конкретных данных о якобы нарушенных пунктах договора о РСМД, ответа на встречные претензии Вашингтону у Москвы также нет.
«Американцы предъявляют нам претензии, это не секрет, но четко сформулировать, что они от нас хотят, они не в состоянии. По крайней мере мы четкой и ясной информации, о каких конкретно нарушениях идет речь, от них не получали. Как не получали и удовлетворительных пояснений по поводу наших встречных претензий, которые нас тревожат уже давно», – заявил он.
По словам дипломата, речь, в частности, идет о трех основных моментах, по которым «есть веские основания предполагать несоблюдение США положений договора, а, по сути дела, его нарушение».
«Во-первых, речь идет о так называемых ракетах-мишенях, которые используются при испытаниях в контексте создания ПРО. По своим характеристикам эти ракеты-мишени попадают, на наш взгляд, под положения договора. Второе – это ударные беспилотные аппараты, которые без всяких сомнений попадают под те запреты, которые введены договором <...>. И, наконец, планы использования на суше установки вертикального пуска МК-41, которая используется для запуска «Томагавков», – заявил Ульянов.
Дипломат отметил, что эти установки США планируют размещать на суше в Румынии в 2015 году. «Если это так, то речь идет об еще одном нарушении договора РСМД, потому что на суше такие вещи использоваться не могут», – добавил он. По словам Ульянова, тем не менее Москва готова продолжать диалог с США по этим вопросам.
В конце декабря замминистра обороны России Анатолий Антонов заявил, что Москва и Вашингтон все еще соблюдают условия Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Ранее министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «СНВ-3 отвечает «коренным стратегическим интересам России, и при условии его соблюдения американской стороной – а пока данных об обратном мы не имеем – мы заинтересованы в его полной реализации».
«Это повысит стабильность в мире при отсутствии какого-либо ущерба нашим способностям обеспечивать свою безопасность и стратегическую стабильность в масштабе всей планеты», – добавил глава МИД.
Договор СНВ-3, предусматривающий дальнейшее взаимное сокращение арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений, был подписан президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года. Договор сменил истекший в декабре 2009 года СНВ-1.
Договором предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков – до 700 единиц. Документ рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договоренности сторон на пять лет.