«Насколько мне известно, в конце февраля иранская сторона намерена представить новые условия для работы на своей территории российских и других нефтяных компаний. Если эти условия будут привлекательными, то, естественно, наши компании вернутся. Главное, чтобы условия были взаимоприемлемыми», – заявил Джагарян в интервью «Коммерсанту».
Мы, конечно, слушаем, что они нам говорят, но будем принимать решение, исключительно исходя из наших национальных интересов
Комментируя озабоченность относительно возможной закупки российскими компаниями иранской нефти, посол заявил, что «наши коллеги несколько драматизируют всю ситуацию, безосновательно упрекая нас». «Россия является независимым государством и проводит самостоятельную политику, и не признает односторонние санкции США и ЕС в отношении Ирана. Мы, конечно, слушаем, что они нам говорят, но будем принимать решение, исключительно исходя из наших национальных интересов», – отметил он.
Вместе с тем Джагарян заметил, что никаких соглашений еще не подписано, переговорный процесс идет, а активность на иранском направлении проявляют не только российские компании, но и их конкуренты из других стран.
Напомним, что в январе в СМИ появились сообщения о двусторонней договоренности Ирана с Россией по поставкам нефти и товаров, однако они были опровергнуты.
Спад в товарообороте между Россией и Ираном Джагарян объяснил односторонними санкциями, которые ввели в отношении исламской республики США и страны Евросоюза. «Мы считаем эти меры незаконными, о чем неоднократно говорили нашим западным коллегам на разных уровнях. Хотя мы их и не признаем, эти санкции негативно сказываются на российско-иранском торгово-экономическом сотрудничестве», – отметил посол.
При этом Джагарян призвал западных коллег «избегать двойных стандартов». «На самом деле только ленивый еще не побывал в Иране. Он постепенно превращается в «политико-экономический Куршевель». Кто только не приезжает, даже крупные бизнесмены из стран, которые ввели односторонние санкции в отношении Ирана и критикуют его за те или иные моменты», – заявил посол.
Разъясняя возможное ослабление интереса Тегерана в выполнении российско-иранских договоренностей по ядерной программе, Джагарян подметил, что «наши американские партнеры недооценивают конструктивный настрой Ирана в выполнении договоренностей по его ядерной программе». «У нас нет никаких оснований не доверять Тегерану», – добавил российский посол.
Напомним, «шестерка» международных посредников по иранской ядерной программе (в нее входят пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) и иранские дипломаты 24 ноября минувшего года пришли в Женеве к историческому соглашению.
В частности, Иран обязался прекратить обогащать уран свыше 5% и уничтожить запасы обогащенного до 20% урана, не запускать новые центрифуги и пустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. В случае соблюдения всех условий с Ирана через полгода могут снять все экономические санкции. Часть санкций сняли сразу по завершении переговоров.
США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отрицает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.