Компании объясняют рост на сигареты новыми акцизами и ростом иных издержек. С 1 января средняя пачка сигарет в России обойдется, по данным участников рынка, почти в 70 рублей, вместо 60, пишут «Известия».
«Заложенные в недавно утвержденном Налоговом кодексе ставки акциза диктуют увеличение стоимости пачки сигарет в 2015 году в среднем на 8–9 рублей, - рассказал вице-президент российского отделения Japan Tobacco International (JTI) по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев. - Продукция с новыми розничными ценами будет поступать в продажу с начала следующего года по мере обновления запасов в торговых точках. JTI, как обычно, включит повышение налога в цену своей продукции».
Директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний российской «дочки» Philip Morris International (PMI) Алексей Ким также подтвердил, что после нового года цены поднимут на 8–9 рублей. Аналогичный рост цен на свой ассортимент указали и другие игроки рынка.
«Производители вынуждены поднять отпускные цены в ответ на резкое повышение ставок акцизов и на естественный рост других издержек. Минимальный акциз на сигареты с 2015 года вырастет на 30% (до 960 рублей плюс 11% от максимальной цены в рознице за 1 тыс. сигарет). Такой рост налогов приведет к удорожанию сигарет на 8–9 рублей. Средняя цена пачки увеличится примерно на 13% - до 68 рублей. Причем на налоги придется больше половины стоимости пачки, - сказал газете директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» (структура British American Tobacco) Александр Лютый.
Он отмечает, что ставки акцизов на табак за последние пять лет выросли в четыре раза. Если в 2010 году цены сигарет стартовали от 18 рублей, то сейчас пачка стоит около 60 рублей. Лютый также рассказал, что доходы российских потребителей не успевают за ростом акцизов, что чревато ростом теневого рынка.
«Европейский опыт показывает, что как только на сигареты начинает приходиться свыше 8% ежемесячного дохода, потребители переключаются с легальной продукции на контрабанду и контрафакт. Средний уровень доступности пачки сигарет в России сейчас составляет 7,4%, для семей с низким доходом - уже 11%», - добавил собеседник.
Сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина возражает, говоря, что производители табака нисколько не озабочены снижением покупательской способности россиян. Она отметила, что компании еще несколько раз сменят ценники, в которые заложат не только рост налогов, но и производственные издержки. По ее мнению, повышение тарифов, рост цен на сырье могут добавить к цене пачки в течение года дополнительные 15-20 рублей.
В конце октября этого года табачные производители высказались против законопроекта, предусматривающего введение минимальной цены на сигареты - не менее 55 руб. за пачку. Предполагается, что по мере изменения акциза цена будет пересматриваться и индексироваться в соответствии с инфляцией.