В статье, опубликованной в газете «Ведомости», Медведев напомнил, что прошло ровно пять лет с начала глобального экономического кризиса. По прошествии этого времени, считает глава правительства, можно сказать, что динамика глобальной экономики оказалась близка по форме к квадратному корню - √: после первоначального падения последовал восстановительный рост, а затем развитые страны вышли практически на горизонтальную линию.
Наша страна была одной из передовых в мире. В некоторых сферах бесспорным лидером. Я уверен, что Россия может вновь занять эти позиции, сделав человека, его интеллект, его способность к творчеству движущей силой развития общества
Как отметил премьер, долговое бремя остается запредельно высоким в большинстве стран «восьмерки» (кроме России). В том числе и потому, что его быстрое снижение чревато длительной стагнацией. Европейская экономика балансирует на грани рецессии. Замедлился рост во всех странах БРИКС. Экономика США не может в полной мере справиться с высокой безработицей, а многие американцы только начинают выползать из долгов. Темпы роста российской экономики также существенно замедлились. Сегодня российские фондовые индексы находятся на том же уровне, что и в начале августа 2008 года. Такое развитие ситуации заставило переосмыслить проводившуюся антикризисную политику, написал Медведев, напомнив, что руководство России предприняло меры для преодоления экономического спада.
Председатель правительства подчеркнул, что руководство России прогнозировало сохранение темпов роста ВВП на уровне более 3%, в том числе рассчитывая на оживление в Европе, на которую приходится половина внешней торговли нашей страны. Однако глубина долгового кризиса и падение конкурентоспособности многих европейских государств оказались столь значительны, что, судя по всему, реального устойчивого роста в Европе придется ждать еще несколько лет.
В то же время премьер перечислил конкретные направления, по которым России удалось продвинуться. Во-первых, бюджет сформировали в соответствии с бюджетным правилом. Во-вторых, власти обеспечили стыковку практически всех программных документов по отдельным отраслевым направлениям – как между собой, так и с основными параметрами бюджетной политики. В-третьих, обеспечена реализация всех ключевых мероприятий национальной предпринимательской инициативы. В-четвертых, система поддержки отечественных производителей перестраивается в соответствии с обязательствами, принятыми Россией при вступлении в ВТО. В-пятых, приняты решения о предоставлении льготных налоговых и таможенных условий для реализации инвестиционных проектов в отдаленных регионах. И в-шестых (хотя этим списком принятые меры далеко не исчерпываются), началась реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство страны и ее долгосрочное устойчивое развитие: строятся новые железные дороги, автомобильные магистрали, аэропорты и морские порты. В том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Как отметил Медведев, большинство перечисленных мер дадут значительный эффект только в среднесрочной перспективе. В данный момент ситуация в нашей экономике определяется неблагоприятными внешними условиями. А также грузом еще не решенных проблем. Прогнозы экономического развития достаточно пессимистичны. Темпы роста ВВП в текущем году, скорее всего, не превысят 2%: это – впервые с 2009 года – ниже, чем в мировой экономике в целом.
#{intervieweco}Глава кабмина подчеркнул, что увеличение производства поддерживается почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть. Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры.
Медведев считает, что защита частной собственности и конкуренции остается нашим безусловным политическим приоритетом. Пока уровень инвестиций в российской экономике невысок, в том числе из-за сохранения у инвесторов иррациональных страхов к работе в непонятной и иногда непредсказуемой России, которые объясняются недоверием к публичным институтам, в частности, к судебной системе и правоохранительным органам. Одна из причин такого положения дел, считает премьер, кроется в том, что многие чиновники, судьи, сотрудники полиции (хотя, конечно, далеко не все) до сих пор считают, что государственная собственность (а значит, и государственные компании) обладает особыми правами на защиту. Несравненно большими, чем частные лица. А последние преследуют исключительно личные интересы, а потому подозрительны и должны находиться под жестким контролем.
В качестве примера такого отношения Медведев привел ситуацию в банковской системе России, которая, с одной стороны, доказала свою устойчивость к самым серьезным кризисным явлениям, с другой – ее структура далека от оптимальной. На долю пяти крупнейших банков, прямо или косвенно контролируемых государством, приходится 56% депозитов граждан и 53% кредитного портфеля экономики в целом. Они имеют очевидные преференции со стороны государства, в том числе и государственных компаний, и пользуются его практически нелимитированной поддержкой. А почти тысяча банков не имеют возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи. Такого нет ни в одной стране с продвинутой правовой и политической системой, подчеркнул премьер. И от этого положения дел надо избавляться, если мы рассчитываем стать конкурентоспособной страной с развитой экономикой.
Фактически, по словам Медведева, мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками. Но следование первому сценарию – с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия – еще опаснее. Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть.
Как отметил премьер, по мнению правительства, путь экономического роста в России в условиях низкого глобального спроса и интенсивной конкуренции строится на трех базовых принципах.
Во-первых, необходимо обеспечить предпринимателям максимальную свободу действовать, проявлять инициативу. Надо переориентировать государственную поддержку на создание современных эффективных рабочих мест. В том числе за счет использования всей инновационной цепочки развития (от фундаментальной науки до коммерциализации технологий). Во-вторых, радикально повысить эффективность использования всех имеющиеся ресурсов, в том числе повысить производительность труда. В-третьих, добиться качественного государственного управления. Обеспечить безопасность граждан, защиту прав собственности, необходимую социальную и физическую инфраструктуру.
По сравнению с другими странами со схожими темпами роста, Россия находится в уникальной ситуации. У нас низкая безработица. При этом в ближайшие годы нашей экономике предстоит жить в условиях уменьшающейся численности трудоспособного населения. А значит, с ростом налоговой нагрузки, связанным с социальными и медицинскими расходами на неработающее население, и несбалансированностью солидарной пенсионной системы. Со сложностями для предпринимателей в поиске персонала. С перекосами на региональных рынках труда.
Требуется дальнейшее сокращение призыва с переходом на комплектование Вооруженных сил и правоохранительных органов в основном на контрактной основе. Повышение эффективности труда в бюджетном секторе. Стимулирование позднего выхода на пенсию квалифицированных работников.
Предпринимательская свобода, здоровая конкурентная среда являются необходимым условием модернизации и инновационного развития. Большую часть XX века, несмотря на множество драматических событий, наша страна была одной из передовых в мире. В некоторых сферах бесспорным лидером. Медведев уверен, что Россия может вновь занять эти позиции, сделав человека, его интеллект, его способность к творчеству движущей силой развития общества. Тем не менее было бы неправильным копировать рецепты, которые сработали в прошлом. Мир ушел вперед. Новые методы должны использовать и мы.
Критически важным премьер считает вывод на новый уровень фундаментальной и прикладной науки, возвращение на лидирующие позиции нашего образования, устранение цифрового неравенства. Он уверен: государство будет продолжать играть ведущую роль в решении этих задач. Но необходимо делать это быстрее, чем раньше. В том числе за счет привлечения частных инвестиций. Также надо создать систему воспроизводства коммерчески востребованных новых технологий, приводящих к повышению производительности труда, улучшению экологической безопасности, удобству для потребителей.
Также продолжится развитие инновационного центра в Сколково и реализация других инновационных проектов, технопарков. Наши крупные компании и инвесторы должны более активно вкладывать деньги в науку, пишет премьер. Создавать свои вузы. Пусть будут университеты Газпрома и ЛУКОЙЛа, Русала и Роснефти. Или, как минимум, кафедры. А государство должно подумать, как стимулировать такие инвестиции. Возможно – за счет снижения налогов. По большому счету такие вложения выгодны и самим предпринимателям, отмечает премьер.
На фоне замедлившегося экономического роста Россия, по мнению Медведева, должна добиться, чтобы государство не занимало неоправданно много места в экономике. А госаппарат не создавал излишних помех для предпринимательской деятельности.
Как отмечает Медведев, мир не стоит на месте, и глобальная конкуренция будет жестче, чем раньше. Для России это может стать историческим шансом изменить свою роль в международном разделении труда. Страна выгодно выделяется на фоне других государств низкими индикаторами долговой нагрузки и высоким уровнем резервов. Но время простых решений прошло, уверен премьер. Экономические вызовы, которые стоят перед нами сегодня, нельзя недооценивать. Впереди у нас непростой путь. Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике. К умному государству, основной ценностью которого является человек.
Нужно выйти на траекторию устойчивого развития. При этом сохранить достижения предшествующих лет по снижению уровня бедности. По поддержке наименее защищенных граждан и проблемных территорий. Но такое государство только усилиями власти построено быть не может. Социально ответственная личность – ее полноправный партнер в этой непростой работе. Причем осознание этой ответственности не зависит от социального статуса: этим качеством должен обладать и рабочий, и студент-первокурсник, и академик, и бизнесмен, и чиновник. Государство должно меняться только вместе с людьми. Власти заинтересованы в конструктивных общественных инициативах. В ходе согласования большинства решений проводим консультации с бизнесом и экспертами. Деятельность ведомств теперь более доступна для общественного контроля. «Открытое правительство» стало фактом нашей жизни. Этот формат мы будем развивать. То же необходимо делать также на региональном и муниципальном уровнях.
Работая вместе, мы должны сделать серьезный шаг вперед. Реализовать намеченные планы. С честью выйти из непростой экономической ситуации, сложившейся в мире. И в результате создать сильную Россию, в которой обеспечивается высокое качество жизни, заключил Медведев.