Как пишет в пятницу газета «Труд», съемка велась вскоре после катастрофы, а именно 9, 10 и 11 июля. Всего с орбиты передали 144 детальных и обзорных фотографии района. Ученый использовал 34, но ему уже стала понятна картина в целом.
По мнению Десинова, основной причиной катастрофы наряду с природными факторами стала дорога, проложенная над долиной реки Адагум. Шоссе образовало дамбу. Когда колоссальный объем воды прорвал спонтанно образовавшуюся плотину, гигантская 7-метровая волна ринулась на Крымск и затопила его.
По словам ученого, Крымск расположен на берегу реки Адагум. После сильных дождей на реке нередко образуется паводок. К вечеру 6 июля в районе Крымска выпало 65 миллиметров осадков. Они превысили норму впитывания в грунт. В ночь с 6-го на 7-е сильный ливень добавил еще 156 миллиметров. По оценкам, объем воды, которая дошла до Крымска, составлял около 50 миллионов кубометров. На космических снимках хорошо виден след паводка, пронесшегося по реке Неберджай, которая, сливаясь с другой рекой – Баканкой, образует упомянутую ранее Адагум.
Однако этот паводок еще не вызвал крупных разрушений. Много было разговоров в Крымске о Неберджаевском водохранилище. Ученый изучил снимок водохранилища. Оно наполнено водой, которая доходит до края плотины. Но сама плотина не имеет повреждений. И другие водохранилища тоже выдержали натиск стихии.
По мнению ученого, на пути к Крымску потоки воды встретили первое серьезное препятствие – насыпь железной дороги и мост. До города отсюда – 2,2 километра. Для мчащейся воды оставался проем между опорами моста – 30 метров. Этот проем быстро заполнился мусором, образовав что-то похожее на дамбу. В конце концов, увеличившийся в объеме поток прорвал преграду, и паводковая волна дошла 6 июля к 22 часам 30 минутам до города. Но это еще не вызвало серьезных разрушений.
Однако ливень к 23 часам усилился, и новые массы воды устремились к городу. Насыпь железной дороги опять стала препятствием для бушующего потока. Все повторилось. Это заметно ухудшило ситуацию, однако не стало главной причиной катастрофы.
На южной окраине Крымска от трассы А-146 перпендикулярно к ней и поперек реки Адагум отходит шоссе. Его высота над уровнем реки – около 7 метров. Вот здесь и наступил критический момент. Дорога на протяжении 800 метров фактически образовала дамбу. Ворота для пропуска воды были как будто большими – 80 метров, но и этот широкий проем стал забиваться крупным и мелким мусором и в конце концов оказался полностью перекрыт.
Таким образом, по мнению Льва Десинова, основной причиной катастрофы наряду с природными факторами стали препятствия в виде двух инженерных сооружений. Но главное препятствие – конечно же, шоссе, проложенное над долиной реки Адагум.
На вопрос о том, можно ли было предвидеть такое катастрофическое развитие событий, ученый говорит, что это вне его компетенции. Однако Десинов считает, что при прокладке шоссейных и железнодорожных насыпей в районах, где бывают сильные паводки, необходимо делать более широкие ворота для пропуска мощнейших потоков воды. Это все поддается расчету.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в результате сильнейшего за последнее десятилетие наводнения на Кубани, которое произошло в ночь на субботу, пострадали почти 35 тысяч человек. Полностью уничтожены 400 домов.
По данным оперативного штаба, жертвами наводнения в Крымске стали 155 человек. По данным МЧС, в результате трагедии погибли 172 человека, по данным СК – 164 погибли и восемь пропали без вести. Губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что пропавших без вести нет.
Причиной наводнения официальные лица называют ливневые дожди, а также плохую пропускную способность систем канализации. От версии, что причиной катастрофического потопа могли стать сбросы воды с Неберджаевского водохранилища, следствие отказалось сразу же, когда было установлено, что сбросы были штатными, немассовыми и переливов дамбы зафиксировано не было.