В пятницу комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять в первом чтении поправки к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и другим законодательным актам, необходимым для введения в России утилизационного сбора на автомобили.
Все импортеры автомобилей в любом случае должны будут уплачивать Федеральной таможенной службе утилизационный сбор
Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уточнил «Коммерсанту», что 19 июня законопроект будет рассмотрен комитетом по природным ресурсам, который является непосредственно ответственным за него, после этого документ будет вынесен на первое чтение и, скорее всего, будет принят до конца июня. Ставки утилизационного сбора и его механизм будут утверждены постановлением правительства.
Как стало известно изданию, после того как необходимые изменения в законодательство будут внесены, сбор придется платить всем импортерам автомобилей в Россию.
Ранее предполагалось, что от оплаты сбора живыми деньгами могут быть освобождены не только те автоконцерны, которые производят автомобили в России, но и импортеры, располагающие товаропроводящей сетью или договорами с дилерами не менее чем в 40 субъектах России, а также правами на торговую марку автомобиля. Об этом говорилось в проекте постановления правительства, которое весной разработал Минпромторг.
Однако по словам депутата Альфии Когогиной, которая внесла законопроект в Госдуму, «все импортеры автомобилей, вне зависимости о того, какой товаропроводящей сетью они располагают, в любом случае должны будут уплачивать Федеральной таможенной службе утилизационный сбор». Она подчеркнула, что для новых автомобилей «он будет ниже, чем действующие сейчас ставки таможенных пошлин».
Когогина пояснила, что, по расчетам Минпромторга и Минэкономики, для новых легковых машин сбор составит 20-45 тыс. рублей в зависимости от объема двигателя, для грузовиков - 150-400 тыс. рублей в зависимости от тоннажа. Для подержанных машин ставки будут иметь повышающие коэффициенты.
В апреле Минпромторг предлагал установить ставки сбора на подержанные легковые автомобили в диапазоне 40-600 тыс. рублей, на старые среднетоннажные грузовики сбор мог достигать 700 тыс. рублей, на тягачи - 900 тыс. рублей, на тяжелые грузовики - 1,5 млн рублей.
То, что сбор придется платить всем импортерам, «Коммерсанту» подтвердили несколько источников в профильных ведомствах и отрасли. «Сначала в проектах документов действительно говорилось, что дистрибуторы, располагающие широкой товаропроводящей сетью, могут быть освобождены от уплаты, но затем было решено не использовать этот критерий, поскольку он снижает эффективность сбора как механизма защиты внутренних производителей», - пояснил источник среди автопроизводителей.
Кроме того, иностранные автоконцерны, которые локализовали производство в России, смогут давать гарантийные обязательства утилизации лишь тех моделей, которые производятся внутри страны. «По всем импортируемым моделям придется в любом случае оплачивать сбор, наличие завода в России от этого не освобождает»,- уточнил один из собеседников газеты.