В Службе внешней разведки и ГРУ говорят, что вызвать с земли сбой аппаратуры самолета реально, и это можно доказать. Над этим вопросом они сейчас работают.
«Отрабатываем версию промышленного саботажа. Мы давно отслеживали работу ВВС США в аэропорту Джакарты. Знаем, что у них есть особые технические разработки (похожими владеют и наши спецы), с помощью которых можно с земли глушить связь или вызывать сбой параметров в самолете. К примеру, лайнер летит на одной высоте, а оборудование после вмешательства с земли показывает другую. Возможно, без таких «помех» не обошлось», – сообщил «КП» неназванный генерал ГРУ.
«Главным остается вопрос: почему диспетчер разрешил снижение? В технической исправности нашего самолета мы уверены на все сто. Качество лайнера – лучше не придумаешь. Экипаж – высочайшего класса. Возможно, диспетчер не видел, что самолет идет прямиком на гору. С другой стороны, мы допускаем версию, что это был умышленный промышленный саботаж, чтобы вытеснить наши самолеты с рынка. Но, по счастью, сокращения портфеля заказов не предвидится», – заявила изданию представитель компании.
«Когда самолет летел на гору, должен был сработать автоматический режим, который бы увел его от препятствия. В аэропорту Джакарты, откуда взлетал наш лайнер, расположена база ВВС США. И среди наших специалистов ходят разговоры – а не могли с той базы послать сигнал и на какое-то время вывести аппаратуру из строя?», – сказал газете представитель службы безопасности полетов Домодедово.
Однако московский эксперт в области авиации в комментарии Reuters расценил газетную публикацию как нонсенс. Критика в адрес США – излюбленный прием в арсенале некоторых российских СМИ, и в подобных предыдущих инцидентах официальные лица страны уже кивали в сторону зарубежья.
В ответ на просьбу прокомментировать статью в «Комсомолке» представитель концерна «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Каюкова сказала, что компания «ориентируется исключительно на материалы и выводы индонезийской комиссии по расследованию катастрофы, в которой есть и российские специалисты». «Комментировать любые другие версии и предположения мы считаем нецелесообразным», – сказала она.
Посольство США в Москве также отказалось комментировать публикацию. «С профессиональной точки зрения это – нонсенс», – сказал специалист по авиационной индустрии Евгений Островский.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет SSJ-100 пропал с экранов радаров 9 мая в 11.21 мск примерно в 40 морских милях от аэропорта индонезийской столицы Джакарты. Sukhoi Superjet выполнял демонстрационный полет в рамках первого в истории современной отечественной авиации road show пассажирского самолета.
11 мая спасатели Индонезии высадились с вертолета на место крушения российского лайнера Sukhoi Superjet-100. Самолет упал в крайне труднодоступном месте.
На борту разбившегося в Индонезии самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) было восемь россиян, 35 граждан Индонезии, американец и француз. Список опубликован на сайте компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС).
Изначально рассматривалось несколько причин авиакатастрофы: ошибка пилота, плохие погодные условия. Однако вице-спикер Совета Федерации России Александр Торшин заявил, что в данном случае нельзя исключать и версию о теракте. Позже данное предположение опроверг командующий вооруженными силами Индонезии Агус Сухартоно. Спустя неделю работы на месте крушения российского самолета представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддин назвал вероятные причины катастрофы. По его словам, самолет разбился при попытке обойти мощные кучево-дождевые облака высотой до 11 тыс. метров.
За день до этого представители поисково-спасательного управления Индонезии сообщили, что пытаясь избежать столкновения с горой, самолет ударился «брюхом» о скалу. «Судя по месту катастрофы, самолет плашмя столкнулся с горой», – сообщили спасатели, отметив, что пилот пытался уйти от столкновения, в последний момент заметив перед собой гору, но было уже поздно.
16 мая стало известно, что из-за возможных отклонений в работе одного из двигателей в Пакистане 6 мая произвели замену самолета Sukhoi Superjet-100 на идентичный лайнер. «В ходе перелета из Казахстана в Пакистан на самолете SSJ-100 с бортовым номером 97005 сработала индикация оповещения об отклонении одного из агрегатов двигателя от заданных параметров работы. Все остальные параметры двигателя были в норме», – сказал представитель компании ГСС.
В этот же день заместитель главного менеджера индонезийской госкомпании PT Angkasa Pura Мулья Абди сообщил, что российский самолет Sukhoi Superjet-100 перед катастрофой на западе острова Ява ушел с запланированного курса, не спросив на это разрешения диспетчеров.