«Россия была и остается нашим главным стратегическим партнером и союзником. Да, в наших отношениях не все гладко. Порой какой-то мелочный прагматизм и сиюминутная выгода затмевают собой здравую логику и долгосрочные перспективы. Поэтому в наших общих интересах, не откладывая в долгий ящик, преодолеть разногласия и найти взаимовыгодные решения по всем проблемным вопросам», – отметил Лукашенко во вторник на встрече в Минске с губернатором Курганской области Олегом Богомоловым, передает «Интерфакс».
Я ему говорю: мы не партнеры. Какой я тебе партнер. Мы один народ. Мы братья. А партнеры – вон американцы, европейцы
«Мы ни в коем случае никогда не отказывались от равноправного взаимовыгодного сотрудничества с Россией, – сказал белорусский президент. – Просто советую меньше слушать средства массовой информации, особенно в России».
По словам Лукашенко, его последняя встреча с президентом России Дмитрием Медведевым, «как и все предыдущие, была абсолютно конструктивной, мы абсолютно понимаем друг друга». «И вот это вранье, перевертывание часто подмывают меня: хоть ты возьми и опубликуй стенограмму, чтобы люди почитали и увидели истинные взаимоотношения глав государств. Не надо искать, что мы с президентом России в клинч вошли, что у нас какая-то драка и так далее. Мы договорились, что в конце этого месяца или в начале будущего встретимся с президентом России и обсудим все вопросы», – отметил Лукашенко.
Лукашенко процитировал слова президента России о том, что «у нас (в России) нет ближе страны и государства, чем Белоруссия». «Мы один народ, и из этого надо исходить, – подчеркнул глава белорусского государства. – Наверное, из всех республик Советского Союза самое просоветское, самое близкое для русского человека – это была Белоруссия и белорусы. У нас никогда не было, чтобы камень бросали в огород русского человека. Не было и не будет. Вы должны это помнить. Как бы там ни предпринимали инсинуации по тем или иным вопросам, типа Бакиева и так далее».
Касаясь необходимости выстраивания взаимовыгодных белорусско-российских отношений, Лукашенко заявил: «Мы не хотим ни у кого быть нахлебниками. Но мы хотим, чтобы наша Россия-матушка не ставила нас на обочину или не выбрасывала на задворки».
В связи с этим президент Белоруссии вновь вернулся к теме введения пошлин на поставляемую российскую нефть. «Почему для нас ввели пошлину на нефть, а Казахстану не ввели? Объясните, чем мы хуже казахов? Почему нам стремятся установить цену на газ выше, чем в Германии? Зачем?» – спросил Лукашенко.
«Не понимаю, зачем на Мозырский НПЗ, своему заводу Россия отдает неподъемную нефть. Правда, нефть не поступает, завод не берет на переработку (нефть с пошлиной)», – добавил президент.
«В этой ситуации мы начали искать другие источники, нашли нефть в Венесуэле, начали перерабатывать ее на Мозырском НПЗ. Опять это вызвало непонимание и возмущение у России, – сказал Лукашенко. – Если вас не устраивает венесуэльская нефть, давайте будем перерабатывать российскую. Но давайте будем считать, будет ли это выгодно стране или хотя бы этому белорусско-российскому предприятию (МНПЗ). Вот проблема, которую надо решить. Можем ее решить? Можем решить в один вечер».
Лукашенко также затронул вопрос участия России в приватизации белорусских предприятий, в том числе нефтехимического комплекса. «Хотите вы их приватизировать – милости просим. Давайте садиться за стол. Мы сегодня рыночники, мы часто слышим со слов Путина о рыночной экономике, рыночных принципах. Давайте договариваться, сколько это будет стоить. Нет, договариваться не хотим, давайте по балансовой стоимости», – сказал Лукашенко, озвучивая позицию российской стороны.
«Я просто хочу получить ответы на простые вопросы. Если они будут внятными и понятными, то мы согласимся. Не думаю, что мы чего-то заоблачного требуем», – отметил белорусский президент.
Помимо этого, Лукашенко напомнил о недавних проблемах, связанных с введением России ограничительных мер по поставкам белорусской продукции на российский рынок. «Зачем вы это делаете? Вы должны знать, что это ваши предприятия, рубить в Белоруссии финишное производство – это значит рубить сук, на котором сидишь», – сказал президент.
В разговоре с Богомоловым Лукашенко напомнил, что в Белоруссии размещены две российские военные базы, за которые «мы с России не берем ни копейки». «Более того, белорусская армия – оплот России на Западе», – отметил Лукашенко, напомнив также о подписанном договоре с Россией о создании единой системы ПВО.
«Я не в качестве упрека это говорю, я не хочу, чтобы вы подумали, что у Лукашенко что-то есть за пазухой антироссийское, – заявил президент. – Нет более пророссийского человека в Белоруссии, чем Лукашенко. Я это доказываю 15 лет, у вас с Белоруссией никогда не было проблем».
#{ussr}«Нас на Западе долбают и диктатором меня обзывают не потому, что я диктатор, а кто-то боится Белоруссии. Их (на Западе) беспокоит то, что мы здесь с Россией заодно. У России больше нет таких отношений ни с кем: ни в сфере военно-политической, ни в сфере экономической. Вот что их беспокоит, – заявил Лукашенко. – Только когда бьют того, кто впереди стоит, надо, чтобы сзади не пинали. Чтобы вы видели, что мне здесь нелегко приходится».
Президент Белоруссии также заявил, что в белорусско-российских отношениях не приемлет понятия партнера. «Как любит говорить Путин: прагматичные отношения партнеров. Я ему говорю: мы не партнеры. Какой я тебе партнер. Мы один народ. Мы братья. А партнеры – вон американцы, европейцы», – отметил Лукашенко.
«Россия не может потерять Белоруссию, я это говорю вашему руководству в открытую. Этого не должно произойти. А если произойдет, то Россия никогда больше не найдет союзников не то что на постсоветском пространстве, но и в мире», – считает Лукашенко.
«Мы должны быть вместе, я это твердо понимаю. Кривая бухгалтерия здесь ни к чему: кто кому сколько нефти поставляет, сколько природного газа», – заявил президент Белоруссии.