Экономика

15 октября 2025, 11:44

Китай освоил Северный морской путь

Фото: Майстерман Семен/ТАСС

Впервые в истории контейнеровоз доставил грузы из Китая в Европу транзитом по Северному морскому пути. Более того, Москва и Пекин утвердили план дальнейшего развития перевозок по этому маршруту. Севморпуть все больше приближается к формату полноценного торгового коридора, аналогичного Суэцкому и Малаккскому.

Впервые в истории судно с товарами из Китая прибыло в Европу по Северному морскому пути. Путь следования через российскую Арктику занял 20 дней, что практически вдвое меньше, чем при использовании традиционных южных маршрутов, отметили в Росатоме.

Судно с грузовыми контейнерами общим весом почти 25 тыс. тонн вышло из порта Нинбо (КНР) 23 сентября, зашло в акваторию Севморпути 1 октября и прибыло в британский порт Феликстоу 13 октября.

Росатом ожидает удвоения количества проходов судов под иностранными флагами по Северному морскому пути (СМП) по итогам 2025 года к уровню предыдущего сезона, сообщил заместитель генерального директора госкорпорации – директор Арктической дирекции Вячеслав Рукша.

В Росатоме, ледокольный флот которого обслуживает СМП, заявили о рекорде по контейнерообороту. Объем контейнерных перевозок по Севморпути должен вырасти со 180 тыс. тонн в 2024 году до 400 тыс. тонн в 2025-м.

О долгосрочности сотрудничества с Китаем говорит утверждение Росатомом и его китайскими партнерами плана мероприятий по дальнейшему развитию перевозок по Северному морскому пути. Дорожная карта сотрудничества предполагает внедрение современных логистических и технологических решений для повышения эффективности перевозок и развития капитальных проектов.

«Первое в истории прибытие контейнерного судна из Китая в Европу по Севморпути – важнейший сигнал для рынка: путь, который еще недавно казался экспериментальным, становится рабочим и коммерчески значимым. Это значит, что маршрут уже невозможно рассматривать как исключительно российский проект – он постепенно превращается в глобальную транспортную артерию, соединяющую Азию и Европу напрямую», – считает Михаил Дьяконов, учредитель и CEO логистической компании «Фрэйт Логистик Групп».

Этот путь оказался почти вдвое короче по времени традиционного маршрута через Суэцкий канал. «Экономия времени в логистике – ключевой фактор, который делает арктический коридор особенно привлекательным для грузоотправителей. Кроме того, этот путь гораздо менее зависим от политических и военных рисков, так как проходит главным образом только через российскую акваторию. Все ограничения носят природный характер, обусловленный высокими широтами», – говорит Дьяконов.

Первый транзитный контейнеровоз означает также расширение номенклатуры грузов. До недавнего времени основная доля перевозок по Севморпути приходилась на углеводороды и сырьевые грузы. «С началом контейнерных транзитов Северный морской путь выходит на качественно новый уровень.

Контейнерные перевозки означают диверсификацию грузопотока: речь идет уже не только о нефти, газе и угле, но и о промышленной продукции, оборудовании, товарах народного потребления. Это приближает арктический маршрут к формату полноценного торгового коридора, аналогичного Суэцкому или Малаккскому»,

– говорит собеседник.

Эта история выгодна всем трем игрокам – и Китаю, и России и самой Европе. «Китай выигрывает, поскольку он получил реальный транспортный коридор в Европу для своего экспорта, и поставки через Севморпуть отлично вписываются в стратегию Китая «Один пояс, один путь», предполагающую создание эффективно работающего транспортного «моста» между Азией и Европой. Причем самому Китаю в этом случае не надо тратиться на инфраструктуру, проще заплатить России за транзит и довести груз на 20 дней быстрее, чем через южные транспортные маршруты», – говорит Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

«В конечном счете Европа тоже выигрывает, поскольку более быстрая доставка грузов будет сокращать перебои в поставках товаров, сырья и комплектующих и, соответственно, снижать инфляцию. Китай везет на Запад свои автомобили, промышленное оборудование и потребительские товары», – говорит Мильчакова.

Россия выигрывает и как страна-транзитер, и с точки зрения сотрудничества с КНР в области международных поставок грузов морским путем, и перенаправления экспортных потоков с Запада на Восток.

В целом годовой грузопоток по Севморпути в 2024 году составил 37,9 млн тонн, в этом году ожидается примерно такой же уровень.

Согласно плану 2022 года, годовой грузопоток СМП должен вырасти к 2030 году до 150 млн тонн, к 2035 году – до 220 млн тонн. То есть за пять лет предполагается рост в четыре раза, а за 10 лет – почти в шесть раз.

«Темпы роста грузооборота пока сдерживаются рядом факторов. Главные из них – ограниченность ледокольного флота и портовой инфраструктуры, нехватка перегрузочных мощностей и высокая стоимость страхования рейсов в арктических водах.

Свою роль играет и сезонность навигации, хотя с каждым годом период доступности маршрута постепенно увеличивается. В любом случае для дальнейшего развития СМП необходимо строить новые ледоколы, совершенствовать системы навигации и метеоподдержки, а также продолжать модернизацию инфраструктуры портов Мурманска, Дудинки, Сабетты и других», – говорит Дьяконов.

В рамках развития ледокольного и грузового арктического флота с 2022 по 2030 год планируется строительство пяти атомных ледоколов проекта 22220 и одного головного ледокола проекта 10510, а также судна атомного техобслуживания и модернизация инфраструктуры предприятия «Атомфлот». В целом требуется примерно 16 новых ледоколов и более 85 новых судов арктического класса для обеспечения все более растущего грузооборота в акватории СМП.

Сейчас в постоянном пользовании у России около 45 различных грузовых судов арктического класса, плюс порядка 40 новых кораблей находятся на различных этапах строительства.

«Для того, чтобы достичь плановых показателей в 2030–2035 годах необходимы инвестиции, на эти цели по плану развития СМП должно быть направлено в общей сложности 1,8 трлн рублей в течение десяти лет. Для сравнения: это почти 1% от прогнозируемого российского ВВП 2025 года. Источники финансирования предполагаются как государственные, так и частные. Не исключено, что Росатом будет рассчитывать на собственные средства, а также на участие в финансировании крупнейших российских государственных и частных экспортеров. Если санкции в течение десяти лет будут отменены, вполне возможно, что к участию в проекте подключатся инвесторы из дружественных стран – в первую очередь, скорее всего, из Китая», – заключает Мильчакова.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

За ночь над Россией уничтожили 67 украинских дронов
Темы дня

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Латвию стократ наказали за украденный «Дом Москвы»

Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская республика незаконно экспроприировала находившийся в Риге «Дом Москвы», но на уходящей неделе решением российского суда удалось добиться возмещения, причем в стократном размере. Как такое произошло?

Ушаков сообщил о готовности США к «железобетонному соглашению» с Россией

Кэти Перри подтвердила отношения с экс-премьером Канады Трюдо

Макрон пригрозил Китаю введением пошлин

Новости

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

Крупнейшие дипломаты ЕС в панике, заявил глава РФПИ, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, комментируя слова главы МИД Польши Радослава Сикорского.

Рар: Американцы ответят на цензуру сети Х идеологическими ударами по Европе

Столкновение идеологий США и Европы усиливается. Брюссель надеется, что правый поворот в Штатах будет подавлен американским глубинным государством. Пока же ЕС старается ограничить влияние Белого дома на собственную политику, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее Еврокомиссия наложила на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) штраф в размере 120 млн евро по закону о цифровых услугах.

Китай потребовал от Японии прекратить клевету на НОАК

КНР требует от Японии прекратить клеветническую кампанию в отношении действий Народно-освободительной армии Китая (НОАК), заявил официальный представитель ВМС НОАК Ван Сюэмэн.

ВС России нанесли групповой удар возмездия по Украине

Вооруженные силы России нанесли групповой удар по территории Украины в ответ на атаки по гражданским объектам в России, сообщили в Минобороны РФ.

Российские войска освободили харьковскую Кучеровку и Ровное в ДНР

Российские подразделения освободили населённые пункты Кучеровка в Харьковской области и Ровное в Донецкой Народной Республике, сообщили в Минобороны РФ.

FT: Замороженные активы России в ЕС могут заблокировать навсегда

Российские активы, замороженные в Евросоюзе, могут остаться недоступными для Москвы на неопределенный срок из-за найденной в законодательстве ЕС правовой лазейки, пишет газета Financial Times.

Опрос показал рекордное недовольство немцев работой правительства

Доля жителей Германии, выразивших недовольство работой правительства, достигла рекордных 70%, а рейтинг канцлера снизился до 23%, свидетельствуют данные нового социологического опроса, проведенного институтом INSA для немецкой газеты Bild.

Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом

Американский предприниматель Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом.

Почти половина швейцарцев захотела ограничить численность населения страны

Почти половина граждан Швейцарии поддерживает идею ограничить население страны 10 млн человек, следует из опроса компании Tamedia для издания 24heures.

ВСУ взорвали дамбу в ДНР в попытке помешать продвижению российских войск

Дамба в селе Приволье в ДНР взорвана украинскими военными, которые таким образом пытаются помешать продвижению российских войск, сообщают украинские СМИ.

Минск объяснил участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане

Присутствие Виктора и Николая Лукашенко на переговорах президента Белоруссии Александра Лукашенко в Омане подчеркнуло особый статус диалога и стало знаком уважения к двусторонним отношениям, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт.

Число обращений на прямую линию с Путиным превысило 350 тыс.

За первую неделю приема вопросов на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным поступило более 350 тыс. обращений, большинство из них касается социальной политики и спецоперации на Украине, такие данные приводятся в эфире «Первого канала».
Мнения

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов