Порядка 8 трлн рублей бюджету нужно потратить дополнительно в ближайшие шесть лет, чтобы реализовать стратегические задачи. И чтобы к середине 2020-х годов ВВП на душу населения вырос в 1,5 раза, российская экономика должна расти на 4% каждый год. Такие оценки озвучила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Президент Путин в послании Федеральному собранию 1 марта поставил задачи по борьбе с бедностью (рост ВВП на душу населения), а также увеличению расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру.
Увеличить ВВП на душу населения в долларовом выражении – не такая сложная задача, потому что это зависит от цен на сырьевые товары, говорит Алексей Калачев из ГК «Финам». Так, в 2017 году ВВП на душу населения, по оценке МВФ, составил 8664 доллара. Если увеличить показатель в полтора раза, то вернемся на уровень 2013 года, когда он составлял 12 718 долларов. «Самое простое – если бы мировые цены на углеводороды вернулись к максимальным значениям. Это обеспечило бы достаточный рост ВВП, а укрепление курса рубля сделало бы все остальное», – поясняет Калачев.
А вот обеспечить рост ВВП за счет обрабатывающих отраслей и за счет реального роста ВВП в рублях уже не так просто. Для этого как минимум нужны колоссальные инвестиции в технологическое обновление российской промышленности, указывает эксперт. Если учесть еще модернизацию инфраструктуры, развитие образования и здравоохранения, то, по мнению Калачева, не хватит ни 8 трлн рублей, насчитанных Счетной палаток, ни 20 трлн рублей, насчитанных ранее аналитиками Росбанка (в обзоре «После выборов»).
У промышленности и бизнеса нет таких средств для инвестиций, банковские кредиты – слишком дороги. «Проще всего эта задача решается путем привлечения иностранных инвестиций и технологий, вплоть до переноса на территорию РФ зарубежных высокотехнологичных производств. Но это сложно осуществить в условиях санкций и внешнеполитической напряженности», – говорит Алексей Калачев.
Где же государство найдет дополнительно хотя бы 8 трлн рублей для выполнения задания президента? Ответить на это предстоит новому правительству.
Алексей Кудрин и эксперты ЦСР предлагали, во-первых, перераспределить расходы (например, за счет сокращения финансирования силовых ведомств), во-вторых, не бояться увеличить дефицит бюджета. Первый путь вполне может быть выбран. А вот наращивать дефицит бюджета Минфин может не согласиться.
Еще один путь для увеличения расходов – повышение налогов, без чего, скорее всего, обойтись не удастся. Обсуждается вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15%, отмена льготной ставки НДС в 10% или повышение базовой ставки НДС до 22% в обмен на снижение тарифа по страховым взносам до 22%.
«Налоговый ресурс действительно может стать важным источником финансирования, так как это увеличит ненефтегазовые доходы бюджета – как за счет усиления администрирования налоговых поступлений, так и за счет изменения ставок», – говорит в обзоре макроаналитик «Райффайзенбанка» Станистав Мурашов.
Четвертый путь для роста расходов – это еще один непопулярный шаг: повышение пенсионного возраста, о необходимости которого давно говорит Кудрин. Ежегодно бюджет направляет Пенсионному фонду 3,3–3,4 трлн рублей, а повышение пенсионного возраста (в любом случае постепенное) позволит понемногу сокращать эту сумму и перенаправлять сэкономленное в инфраструктуру, здравоохранение и образование.
Пятый путь для того, чтобы найти необходимые средства, – это масштабная приватизация. Аналитики РАНХиГС и эксперты ЦСР предлагали его в качестве альтернативы налоговому маневру. Тут есть большой минус – придется отдавать госимущество иностранцам и по низким ценам. Политическая конфронтация на международной арене снижает стоимость российских активов.
Другой путь – это эмиссия денег, с чем Центробанк, скорее всего, будет аккуратен, чтобы не разогнать инфляцию.
Наконец, еще один вариант – это внешние заимствования. Это вполне рабочий вариант, учитывая крайне низкий объем госдолга. Россия может себе позволить взять немного взаймы, не попав в ловушку, как, например, Украина или Греция.
«Долговая нагрузка России сейчас относительно невысокая: госдолг к ВВП менее 13%. Без риска резкого замедления роста или снижения рейтинга государство может занять еще около 100 млрд долларов, или 5,8 трлн рублей. Государство может вначале тратить больше, но по мере роста экономики необходимость в поддержке населения будет сокращаться вследствие роста доходов», – считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Скорее всего, новое правительство выберет два основных пути – повышение налогов и внешнее заимствование. Повышение пенсионного возраста по-прежнему будет откладываться и на него пойдут в самом крайнем случае. Куда вероятней перераспределение расходов внутри бюджетных статей и небольшая эмиссия, а в перспективе – при более благоприятной конъюнктуре – продажа госдолей ряда крупных госкомпаний.
Не менее важный вопрос – каков будет эффект от этих инвестиций? Ващенко предостерегает, чтобы не получилось так, что государство, заняв денег, в итоге лишь набило карманы олигархов. «Главное, чтобы расходы давали отдачу, а не утекли в конечном счете за границу. Основные проблемы социальных расходов и программ – их крайне низкая эффективность, а также то, что средства, по сути, просто перекачиваются через получателей и посредников, и в результате значительная часть в виде прибыли продавцов услуг выводится за границу», – опасается Ващенко.
И, конечно, не стоит забывать, что ряд событий могут нивелировать все эти усилия. «Среди основных рисков: усиление конкуренции на внешних рынках, падение цен на экспортные товары и ухудшение геополитической обстановки. Каждый из этих факторов негативно отразится на доходах бюджета», – отмечает Анна Кокорева из «Альпари».
Но самое сложное – это заставить российскую экономику расти выше среднемировых темпов.
«Рост на 4% в год – это пока утопия. Хорошо, если экономика в ближайшие три года будет стабильно расти на 2–2,5%, особенно в таких сложных условиях», – считает Анна Кокорева.
А Калачев считает, что для роста ВВП в полтора раза нужны еще более высокие темпы роста – на 6%. «Такой темп роста характерен для Индии и Китая, он обеспечивается общим переходом от аграрной к индустриальной экономике. Россия прошла этот этап еще в 30-х годах, этот ресурс исчерпан. Кроме того, в экономику этих стран идет огромный поток иностранных инвестиций и технологий, что в России затруднено в условиях санкций. Их производство в основном работает на экспорт готовой продукции, тогда как Россия экспортирует в основном сырье, а экспорт конечной продукции по большей части неконкурентоспособен ввиду технологического отставания», – говорит Алексей Калачев.
Даже если модернизировать производство, потребуется еще найти рынки сбыта, что в силу высокой конкуренции и торговых войн тоже непросто.
Только при крайне благоприятных факторах – если инфляция будет оставаться низкой, цены на экспортное сырье и доходы населения будут расти, Россия все же может вернуться к росту в 4%, но не раньше 2020 года, говорит Георгий Ващенко.