Экономика

22 декабря 2017, 10:02

Строительство важнейшего дальневосточного моста зависит от китайцев

Фото: transmost.ru

Один из наиболее знаковых советских инфраструктурных долгостроев – мост через реку Лену в Якутии, – кажется, все-таки получил шанс быть законченным. По крайней мере, в Якутии намекнули на интерес к этому проекту, уже столько раз откладывавшемуся в долгий ящик. Однако есть вероятность, что если мост и будет построен в ближайшие годы, то совсем не на российские деньги.

Проект строительства моста через реку Лену в Якутии может быть включен в новую госпрограмму транспортной системы до 2025 года, сообщил глава Минтранса Максим Соколов. «Мы видим, что этот проект необходим, но для его реализации необходимо понимать наличие достаточных бюджетных источников», – передает слова Соловьева RNS.

«Модель, которая может быть реализована в Якутии ввиду низкой плотности населения, небольшого трафика, – она не предполагает эксплуатации этого моста на платной основе. Источником инвестиций могут быть только средства федерального бюджета, но, может быть, с небольшой поддержкой республиканского бюджета», – сказал Соколов. Он добавил, что «пока в нашей государственной программе до 2021 года этих средств нет».

Строительство моста – вопрос действительно стратегический. Столица Якутии до сих пор не имеет круглогодичного сухопутного сообщения с «большой землей», хотя ее население с пригородами превышает 260 тыс. человек. Такой мост позволит соединить юг и центр республики с Байкало-Амурской магистралью. Поэтому он решает не только социальную задачу, но и может стать катализатором местного экономического роста за счет увеличения грузовых и пассажирских перевозок.

Однако проект строительства автомобильного моста через Лену является еще советским долгостроем. В новейшей истории судьба этого моста также оказалась незавидной.

В 2011 году Минтранс обсуждал вариант тоннельного перехода через реку. Это дешевле и быстрее, чем строить мост. Однако эксплуатация тоннеля дороже, чем моста, к тому же никто в мире еще не строил тоннель в условиях вечной мерзлоты. Поэтому данный вариант отмели.

Четыре года назад казалось, что у моста наконец-то появился шанс быть построенным. В 2013 году Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) объявило конкурс на заключение концессионного соглашения по строительству и эксплуатации моста через реку Лену в районе Якутска. Начальная (максимальная) цена госконтракта в сумме составляла 56 млрд рублей. В результате победил консорциум «Транспортные концессии (Саха)», который предлагал возвести мостовой переход за 38,9 млрд рублей в ценах первого квартала 2013 года. Однако подписание концессионного соглашения так и не произошло.

Сначала Дмитрий Медведев официально заявил об отказе правительства от идеи строительства моста: «Будут деньги – лет через 10 можно к этому проекту вернуться, но, в принципе, сейчас в этом нет никакого экономического резона». Потому в 2016 году проект строительства мостового перехода был вообще исключен из федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

«Возможность включения объекта «Строительство мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска» в госпрограмму по развитию транспортной системы РФ на следующий программный период возможно с началом финансирования из средств федерального бюджета с 2021 года», – заявили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Росавтодора.

«Тогда были вынуждены секвестировать финансирования по госпрограмме, и часть проектов не вошла в силу сокращения денежных средств», – говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова.

Интерес к проекту ранее проявляли крупнейшие игроки отрасли, однако в 2016 году в СМИ со ссылкой на Минтранс появилась информация о том, что китайская компания Sinohydro Corporation Limited подписала с Росавтодором меморандум и прорабатывает инвестиционный проект. Ожидалось, что через два года, то есть как раз к 2018-му, будет достигнут ряд договоренностей с китайскими партнерами, Росавтодор начнет предпроектную и проектную подготовку объекта.

В Росавтодоре подтвердили, что в качестве инвестора сейчас рассматривается китайская Sinohydro Corporation Limited. Она заключила уже четыре договора с целью реализации этого проекта. Наконец, китайский инвестор подготовил пять вариантов финансирования проекта. Два основных варианта – это межгосударственный заем (government to government») и концессионное соглашение (private concession initiative) – сейчас дорабатываются и будут представлены в правительство Республики Саха (Якутия).

Возможно, что с китайцами советский долгострой может, наконец, превратиться в реальность. Однако сделки с китайскими инвесторами не всегда играют в пользу России.

«Проблема в том, что китайская сторона привлечет на выполнение работ свои активы. То есть она привезет и своих строителей, и свою технику. Они просто так деньги не дают. Экономический эффект для России при таком подходе, конечно, будет меньше»,

– говорит Татьяна Кулакова. 

Между тем глава Минтранса заявил, что речь идет о бюджетных инвестициях. А это снижает вероятность того, что деньги на проект в дефицитном бюджете найдутся в ближайшие годы. «Проблема в том, что еще месяц назад были оптимистические взгляды на макроэкономическую ситуацию, а по итогам ноября ситуация несколько ухудшилась. В этом году на этот проект в бюджете деньги не заложены, а найдутся ли они потом – вопрос приоритетов, которые будут стоять перед правительством. Если бы только этот проект был исключен из старой версии ФЦП, но там же есть еще 40 аэропортов Дальнего Востока и другие проекты», – говорит Кулакова.

А речь идет о необходимости найти 56–80 млрд рублей. Именно такие оценки стоимости строительства моста через Лену вместе с сопутствующей инфраструктурой назывались четыре года назад.  

В бюджете вряд ли найдут такие деньги, сомневается первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Автомобильный мост через Лену – очень дорогой проект, да еще ледовая ситуация на реке имеет 1-й класс сложности. Проект могли бы и дальше «морозить», если бы не интерес китайцев», – считает Андриевский. 

Впрочем, он оговаривается, что речь идет именно об автомобильном мосте. Потому что железнодорожный мост здесь был построен еще в 1975 году. Сейчас потребности по грузопотоку значительно выросли, но два года назад начали строить вторую очередь железнодорожного моста. «Она позволит увеличить пропускную способность участка Усть-Кут – Северобайкальск, то есть послужит развитию грузооборота по Байкало-Амурской магистрали и Восточному полигону. Решение этой задачи считается в правительстве очень важным, поскольку предполагается, что развитие БАМа поможет экономике России выйти из кризиса», – отмечает Андриевский. По его мнению, железнодорожный мост, на который деньги все-таки нашли, куда важнее, чем автомобильный.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?