Пересадка на локомотивы
Экономика Ростовской области среди всех регионов юга России отличается наибольшей сбалансированностью и диверсифицированностью. Это единственный среди всех 13 субъектов Федерации ЮФО и СКФО, который не только в полной мере является аграрно-индустриальным, но и одновременно энергетически профицитным. Хотя и редким «ненефтяным» регионом на Юге, получившим лишь 6 лет назад собственную нефтепереработку.
Как раз для привлечения инвесторов региональные власти пошли на ряд протекционистских по отношению к бизнесу мер
Если в советские годы «локомотивы» экономики области были в течение долгих десятилетий обкатаны и доказали свою жизне- и конкурентоспособность в пореформенное время (комбайностроительный гигант «Ростсельмаш», котлостроительный «Красный котельщик», металлургические «Тагмет» и Белокалитвенский метзавод, электровозостроительный НЭВЗ, оборонный «Росвертол» и др.), то в новом веке вектор диверсификации вывел в «локомотивы» теперь уже гиганты донского АПК. Избавив экономику от старых паттернов «умершего села».
Как раз после развала советской колхозно-совхозной системы и долгих мытарств так и оставшегося в зачаточном состоянии фермерского движения на первый план в агропроме вышли крупные товарные хозяйства, обладающие мощной растениеводческой составляющей и перерабатывающей базой. В «нулевые» годы, а особенно в нынешнем десятилетии в Ростовской области сформировался ряд крупных агрохолдингов, определяющих регион как один из «китов» отечественной сельхозиндустрии: «Юг Руси», «Астон», «Евродон», «Агроком», «Русская свинина», «Амилко» и др. Именно последние годы стали ключевыми в развитии АПК, ибо именно новый век принес в отрасль то, чего в ней не было в советские времена – сельхозпереработку и производство продукции агропрома с высокой добавленной стоимостью.
Появились крупнейшие в Европе птицеводческие комплексы, мясоперерабатывающие комбинаты, реанимированы консервные заводы, благополучно умершие вместе с СССР. Последние годы дали региональной экономике инновационное производство АПК – заводы по глубокой переработке зерновых и выпуску аминокислот, ферментов, сложных крахмалопродуктов, патоки и пр. То есть пресловутый «сырьевой придаток» постепенно превращается в страну-экспортера конкурентоспособной на мировом рынке продукции приговоренного ВТО к «смерти» сельского хозяйства.
В результате в Ростовской области несколько лет подряд наблюдаются рекордные урожаи зерновых, в этом году ознаменовавшиеся абсолютным показателем – 10,5 млн тонн, из которых более половины представляет экспортный потенциал.
Зерном регион полностью обеспечивает и свое животноводство, на 100% закрывшее потребности жителей по птице, свинине, яйцу.
Во многом это стало возможно благодаря растущей господдержке АПК – более 7,6 млрд рублей в 2015 году (около 6 млрд рублей в 2014 году), в том числе 2,2 млрд – из регионального бюджета.
Господдержка позволила после многолетнего падения обозначить положительную динамику в производстве молочной продукции и росте поголовья крупного рогатого скота.
«Локомотивами» экономики стали и предприятия донской оборонки, которую в 90-е также поспешили похоронить. В качестве спасательного круга для ОПК стало включение стагнирующих оборонных заводов в госхолдинги («Тактическое ракетное вооружение», «Созвездие», «Оборонпром», «Информационные спутниковые системы», ОАК и др.).
#{help=831917}«Спасательный круг» обеспечил донской ОПК госзаказами и гарантированным финансированием, позволив сохранить кадры, оборудование и технологии.
В результате «Роствертол» стал базовым предприятием для перевооружения боевыми ударными и тяжелыми транспортными вертолетами отечественных ВКС, получив экспортные контракты из ЕС, Латинской Америки, Африки, стран АТР. На его площадях сегодня создается мощный вертолетный кластер.
ТАНТК имени Бериева и ТАВИА производят крупнейшие в мире самолеты-амфибии.
Таганрогские «Прибой» и «Красный гидропресс» поставляют гидроакустическое оборудование и ракеты для ВМФ. Продукция ростовского завода «Квант» работала на космической станции «Мир», МКС, в программе ГЛОНАСС и др.
Спортивный дух
Другими «локомотивами» роста донской экономики стали знаковые «футбольные» инфраструктурные проекты, тянущие за собой свыше 30 отраслей промышленности. В первую очередь это строительство нового международного аэропорта Южный и стадиона на левом берегу Дона, которые должны быть завершены к началу чемпионата мира 2018 года.
45-тысячный стадион «Ростов-Арена» (стоимость 20,2 млрд рублей) возводит генподрядчик проекта – холдинг Араса Агаларова Crocus Group, который уже заявил о намерении в условиях «санкционной войны» использовать отечественные аналоги импортных комплектующих. Это дало шанс поучаствовать в строительстве не только местным подрядчикам, но и региональным предприятиям стройкомплекса.
«Под футбол» в Ростове срочно начали возводить многозвездные отели, которых до этого в донской столице не было. Согласно требованиям ФИФА, номерной фонд гостиниц города должен составлять 5,5 тысячи. К началу 2016 года в донской столице уже запущен четырехзвездочный отель Mercure (95 номеров). В ближайшее время также должны вступить в строй Sheraton (307 номеров), Hayatt Regency Don Plaza Rostov (224 номера), Don Golf Resort (150 номеров).
Для региона, в котором до этого не проводилось крупных спортивных и бизнес-форумов, в том числе и из-за отсутствия приличных отелей, – это, безусловно, шаг вперед. Как реакция на это – проведение в августе в Ростове первого международного кинофестиваля Bridge of Arts с участием голливудских звезд, который отныне становится традиционным.
Локомотивами» экономики стали и предприятия донской оборонки, которую в 90-е также поспешили похоронить
Реализация еще одного футбольного проекта строительства к ЧМ аэропорта Южный ведется на условиях государственно-частного партнерства инвестором ГК «Ренова». Его стоимость превышает 37,2 млрд рублей, а вокруг аэропорта, способного принимать порядка 8 млн пассажиров в год, в перспективе должен сложиться новый центр экономической активности. ФГУП «Почта России» уже приняло решение создать на территории нового аэропорта крупный логистический центр стоимостью 4,1 млрд рублей. По соседству начал строиться единственный в макрорегионе завод сухих кормов знакового инвестора – американской компании Mars стоимостью 4 млрд рублей, 6 сентября запущен еще один «американец» – единственный на Юге завод по производству промышленных газов Air Products общей стоимостью 1,1 млрд рублей.
Привлечение инвестиций в регион для Ростовской области и для страны в целом остается приоритетом номер один. Основным результатом инвестиционной политики является ежегодный рост объема инвестиций. Так, среднегодовой прирост объема инвестиций за 2010 – 2015 годы составил 35,8%. В начале года губернатором Ростовской области Голубевым В.Ю. поставлена задача достижения объема привлеченных инвестиций в размере 308 млрд рублей. Мы не отказываемся от своих планов.
Кластерный принцип развития
Как раз для привлечения инвесторов региональные власти пошли на ряд протекционистских по отношению к бизнесу мер. Во-первых, были сокращены сроки и количество разрешительных процедур при реализации инвестпроектов (на получение согласований теперь требуется не 340, а всего 100 дней). Во-вторых, были в 10 раз уменьшены затраты инвесторов на аренду земельных участков на этапе строительства, установлены одни из самых низких в России ставок по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль. В-третьих, ключевые инвестпроекты вошли в курируемую региональными властями «Сотню губернаторских проектов». В-четвертых, для их реализации были созданы индустриальные парки, в которых введено полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций, а инвесторам субсидировалось 50% затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры (в отдельных случаях – до 95%).
Кроме того, в индустриальном регионе пошли на создание промышленных кластеров вокруг отраслевого лидера, кооперируя деятельность предприятий по горизонтали. Было образовано около десяти кластеров и кластерных инициатив, среди которых кластер сельхозмашиностроения (вокруг «Ростсельмаша»), кластер станкостроения (вокруг азовского «МТЕ Ковосвит МАС»), кластер лёгкой промышленности (вокруг шахтинского БТК), вертолётный кластер (вокруг «Роствертола»), кластер морского приборостроения (вокруг завода «Прибой»), , Волгодонский кластер атомного машиностроения (АО «Атоммашэкспорт»), кластер «Южное созвездие» (ТАНТК им Бериева).
«Индустриальный парк – это территория, а кластер – объединение предприятий, расположенных в области и работающих в одной сфере деятельности, – считает губернатор Ростовской области Василий Голубев. – Например, кластер сельскохозяйственного машиностроения – это не только «Ростсельмаш». И правительство области создает условия для того, чтобы производство и сбыт продукции как-либо сопровождались администрацией. Кластер – попытка комплексно решить вопросы обеспечения той или иной сферы. Это значит, что правительство области будет создавать дополнительные инструменты поддержки, стимулировать развитие этой отрасли».
Ожидается, что кластерный подход позволит решить главную задачу в экономике региона – объединить научно-образовательный, инновационный и производственный потенциал Ростовской области в единую систему.
Пока это позволило привлечь на Дон таких знаковых игроков мирового рынка, как Mars, Guardian, Coca-Cola, PepsiCo, Air Products, Louis Dreyfus, Glenkor, Ball Corporation и др. Причем в ходе экономического кризиса и «санкционной войны» ни один из игроков свою операционную деятельность в регионе не свернул.
«Мы с удовлетворением отмечаем сильную поддержку регионального правительства и наших партнеров – переработчиков стекла, – подчеркнул генеральный директор ООО «Гардиан Стекло Сервисис» Янош Эгуд. – Стекло с ростовского завода предназначено, прежде всего, для юга России и Восточной Украины. Мы можем говорить, что рынок вполне готов к новым объемам, клиенты ждут, когда завод начнет выпуск архитектурного энергоэффективного стекла».
На правах рекламы