Экономика

27 февраля 2016, 10:14

Украина не смогла быстро запустить перевозки в обход России по "Шелковому пути"

Фото: mtu.gov.ua

Украина срывает сроки начала реальных перевозок по южному «Шелковому пути» в обход России. Вместо ранее обещанных двух недель после тестового поезда в Китай старт переносится на начало весны. Впрочем, практически все, что обещает Киев в рамках нового маршрута, не выдерживает столкновения с реальным положением дел. Это вовсе не «новый» маршрут, оперативно созданный Киевом, а цена и сроки доставки преуменьшены в разы.

«Шелковый путь» с Украины в Китай по Транскаспийскому транспортному коридору начнет полноценно работать в начале весны, заявил в интервью «Левому берегу» и. о. главы ПАО «Укрзализныця» Александр Завгородний.

Как и двадцать лет назад, проект ТРАСЕКА – южный «Шелковый путь» – остается перспективным, но неконкурентоспособным из-за запредельно высокой стоимости

«Как такового старта еще не было. Был тестовый поезд, чтобы оценить ситуацию – где и какие существуют проблемы или ограничения. Запуск движения поездов мы планируем в марте», – заявил Александр Завгородний.

«Когда «Шелковый путь» заработает, мы сможем доставлять груз из Китая до границы с Польшей за 11 суток. Практически то же время состав тратит на движение через Россию», – хвастается он.

Для Украины этот маршрут имеет стратегическое значение с точки зрения национальной безопасности, уверяет Завгородний. «Мы еще в прошлом году предвидели риск транспортной блокады со стороны России. И заранее «подстелили соломки», активизировав переговоры по созданию коридора. Если бы этот процесс не был запущен «Укрзализныцей», нам бы сейчас пришлось начинать все с нуля. Созданию «Шелкового пути» я в свое время посвятил много времени и сил: как видим, они принесли результат», – говорит Александр Завгородний.

Киев уверяет, что этот маршрут не только для Украины, он интересен для Европы. «Наши коллеги из Польши и Германии неоднократно заявляли, что они заинтересованы в создании этого транспортного коридора. И сегодня мы с ними работаем над формированием единой политики, чтобы создать единый тариф», – подчеркнул глава УЗ.

А что касается стоимости, то, по его словам, для снижения цены перевозок «Укрзализныця» намерена запустить по маршруту два собственных парома, что позволит «заметно удешевить перевозку грузов по «Шелковому пути», сделав маршрут более привлекательным и конкурентоспособным».

Речь о транскаспийском транспортном коридоре в Китай. Украинские власти пустили тестовый поезд с Украины по этому маршруту 15 января. Он состоял из 10 вагонов и 20 стандартных сорокафутовых контейнеров. За две недели поезд преодолел Черное и Каспийское моря, пересек Закавказье и Центральную Азию и утром 31 января достиг казахстанско-китайской границы.

Украинские власти разрекламировали этот маршрут как избавление от российского транзита, как реализацию давней мечты о создании альтернативного маршрута, связывающего Европу и Азию. По этому маршруту грузы можно будет доставлять в два–три раза быстрее, чем морским транспортом – напрямую из Одессы на восточное побережье Китая, и цена доставки будет не более 5 тыс. долларов за один сорокафутовый контейнер, уверяют власти Украины. Однако так ли все гладко и хорошо?

Давно забытое старое и советское

Когда в Китай прибыл тестовый поезд, министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский хвастался, что для перехода от тестовых к регулярным перевозкам потребуется всего две недели. В реальности, как видно, сроки сдвигаются уже на два месяца, а по факту может быть и больше.

Во-вторых, этот маршрут – совсем не «новый» проект Украины, оперативно созданный в ответ на проблемы с транзитом через Россию, как говорят в Киеве. И Завгородний совершенно неоправданно забирает все лавры работы над этим маршрутом исключительно себе.

Якобы новый «Шелковый путь» Украины – это часть давно известного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия под названием ТРАСЕКА. Программа ТРАСЕКА была создана еще в 1993 году Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Арменией, Азербайджаном и Грузией. А соглашение по развитию ТРАСЕКА было подписано в 1998 году 12 странами СНГ и Восточной Европы, в том числе Украиной под руководством Леонида Кучмы.

Более того, за наличие инфраструктуры на маршрутах, проходящих в рамках ТРАСЕКА, стоит сказать большое спасибо еще Советскому Союзу.

«Маршрут «нового» «Шелкового пути», о котором сейчас говорят украинские власти, в значительной степени совпадает с 10-м международным коридором Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), который объединяет железные дороги стран СНГ, Восточной Европы, Монголии и КНР. Он начинается в Одессе, проходит через Варну, Батуми, Тбилиси, Баку, Туркменбаши, Ташкент и заканчивается в казахстанском Актогае, на границе с КНР. Актуальный маршрут ТРАСЕКА отличается лишь тем, что из Баку груз будет направляться не в туркменский Туркменбаши, а в казахстанский Актау и далее следовать только по территории Казахстана вплоть до китайской границы», – отмечают эксперты Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев и Сергей Агибалов в своем докладе, имеющемся в распоряжении газеты ВЗГЛЯД. 

«Транзитный коридор во многом – наследие СССР и СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). Паромные переправы, железные дороги и даже схемы организации движения – все это было разработано и построено не один десяток лет назад», – отмечают эксперты ИЭФ.

Именно поэтому Украине не было никакой надобности пускать тестовый поезд якобы для отлаживания логистики. Это не более чем пиар-акция. Перевозки по этому маршруту уже давно идут, причем даже с Украины. В 2014 году грузооборот Украины по транспортному коридору ТРАСЕКА составил 1,8 тыс. тонно-километров на километр. По азербайджанской и казахстанской территории путь давно хорошо загружен, там грузооборот по 11–17 тыс. тонно-километров на километр.

Однако высокие показатели перевозок объясняются совсем не популярностью ТРАСЕКА. «В Казахстане этот маршрут совпадает с единственной железнодорожной линией, связывающей западные и восточные регионы страны. Аналогичная ситуация – и в Азербайджане», – отмечают эксперты ИЭФ.

В целом же объемы грузов по всему ТРАСЕКА крайне низки. Единственное, что в силу осложнения отношений между Турцией и Россией в последнее время вырос спрос на транскаспийские перевозки из Турции в Казахстан. Но полноценно этим маршрутом для доставки грузов из ЕС в КНР мало кто пользуется. Ибо невыгодно.

Экономика и сроки доставки нереальны

Встает вопрос о том, в реальности ли путь из Одессы в Китай в рамках ТРАСЕКА неожиданно стал столь экономически эффективным, как говорят украинские мечтатели.

Украинская сторона надеется, что после организации регулярных перевозок транспортировка грузов по ТРАСЕКА будет занимать не более 10–12 суток, а стоимость доставки одного сорокафутового контейнера составит не более 5 тыс. долларов. Это в три раза дороже, чем морские перевозки в обход России из Одессы прямо в китайский порт (примерно 1,7 тыс. долларов), но зато в два раза быстрее: вместо 25 суток – 10–12 дней.

#{smallinfographicleft=741102}В Институте экономики и финансов подсчитали, какова реальная стоимость доставки груза с Украины в Китай указанным маршрутом и каково будет реальное время доставки. И эти цифры сильно расходятся с тем, что заявляют в Киеве.

Суммарно стоимость доставки грузов из Одессы до границы с Китаем можно оценить в 8 тыс. долларов для сорокафутового контейнера, подсчитали эксперты ИЭФ.

Но справедливо брать в расчет все же доставку украинских грузов не до границы Казахстана и Китая, а до конечной станции в Китае. Если в качестве конечного пункта доставки грузов рассматривать Шанхай (район дельты Янцзы является одним из крупнейших потребителей промышленного сырья и товаров в стране), то стоимость доставки грузов по ТРАСЕКА от Одессы до Шанхая достигнет 12,6 тыс. долларов для сорокафутового контейнера, подсчитали эксперты ИЭФ. Это очень дорого – уже не в три, а в пять–семь раз дороже морских перевозок.

Киев, говоря о цене в 5 тыс. долларов до границы, рассчитывает на то, что железные дороги Грузии, Азербайджана и Казахстана, а также Азербайджанское морское пароходство сделают ему большую скидку. Учитывая, что железные дороги этих стран подписали с Украиной соглашение о льготных тарифах на перевозки по ТРАСЕКА, скидку действительно могут дать. Другое дело – размер этой скидки. Эксперты считают, что тарифы снизят максимум на 10%, тогда как Киеву надо не меньше 40%, только тогда доставка груза в сорокафутовом контейнере действительно будет стоить 5 тыс. долларов. 

Что касается заявленных сроков доставки в 10–12 дней, то они также нереальны, считают эксперты ИЭФ. Потому что на пути следования будет возникать много сложностей, начиная с задержки на паромных переправах Одесса – Поти и Баку – Актау и заканчивая загруженностью сухопутных участков.

Например, между Одессой и Поти паром ходит один раз в неделю по круговому маршруту туда-обратно. Даже обещанных Киевом еще двух паромов недостаточно. Это значит лишь то, что вместо одного раза в неделю паромы будут ходить два дня из семи. Деньги на больший паромный флот «Укрферри», обеспечивающий перевозки из Ильичевска в Поти, вряд ли имеет.

Паромная переправа из Баку в Актау оказалась перегружена в последнее время. Причина в российских санкциях против турецких компаний. В итоге уже сейчас Азербайджанское морское пароходство использует там 11 из 13 имеющихся в распоряжении паромов. Украинским грузам здесь будет явно тесно. Кроме того, в порту Актау всего два причала могут принимать контейнеры.

Сухопутные участники трассы – по грузинской и казахстанской железным дорогам – перегружены уже сейчас, констатируют эксперты.

Все эти инфраструктурные ограничения, а также таможенные проблемы (Украина – ассоциированный член ЕС, а Казахстан – член ЕвразЭС) увеличат реальное время доставки украинских грузов.

«В результате «идеальный» срок транспортировки грузов от Одессы до Шанхая в 15 суток (в сравнении с 25 сутками для морских перевозок) может легко превратиться в 22–24. То есть выбравшие новый «Шелковый путь» грузоотправители смогут довезти свои грузы на 1–3 дня быстрее, чем по морю, заплатив за это дополнительные фантастические 3 тыс. долларов за двадцатифутовый контейнер», – подсчитали эксперты ИЭФ.

Таким образом, как и двадцать лет назад проект ТРАСЕКА, южный «Шелковый путь» остается перспективным, но неконкурентоспособным из-за запредельно высокой стоимости. Выигрывают северные маршруты «Шелкового пути» – по Транссибу через Россию и Белоруссию и через Казахстан (Достык), Россию и Белоруссию.

Впрочем, для Украины уже не впервой «пиарить» мегапроекты, которые потом так и остаются на бумаге. Например, в начале 2000-х Украина обещала построить нефтепровод Одесса – Броды, чтобы загрузить порт Южный и стать главным транзитером каспийской нефти в Европу.

Или в 2005 году Киев верил в строительство газопровода «Белый поток» по дну Черного моря в Грузию, по которому будет течь 32 млрд кубометров азербайджанского и туркменского газа. Эта труба должна была не только снизить зависимость Украины от российского газа, но и составить конкуренцию газпромовскому газу в Европе.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Эксперт рассказал о «клещах» для освобождения трех ключевых городов Донбасса
Темы дня

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

Россия совершила инженерное чудо в авиации

Глава Минтранса Андрей Никитин заявил, что Россия совершила инженерное чудо в обслуживании иностранных самолетов. С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность и масштабы авиаперевозок в стране. Как ей это удалось?

Бойцы «Востока» показали захваченный штаб ВСУ в центре Гуляйполя

Китай построил грузовое судно с 60 вертикальными пусковыми установками

Ветеран ФСБ предупредил молодежь о мошеннических схемах

Новости

Стоимость золота достигла нового исторического максимума

На торгах в Нью-Йорке стоимость золота установила очередной рекорд, превысив 4561 доллар за тройскую унцию по февральскому фьючерсу.

Трамп заявил об ударе по «террористическим подонкам» в Нигерии

Американский лидер Дональд Трамп сообщил в соцсети True Social об атаке по боевикам ИГ (ИГИЛ, террористическая группировка, запрещенная в России) в Нигерии в качестве возмездия за их нападения на христиан.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

КПРФ призвала обеспечить рабочих и крестьян бесплатным Wi-Fi

Сенатор и член ЦК КПРФ Айрат Гибатдинов направил главе Минцифры Максуту Шадаевус письмо с предложением обеспечить бесплатный Wi-Fi в общественных местах по всей стране на фоне частых отключений мобильного интернета.

Китай построил самый длинный в мире тоннель под Тянь-Шанем

В северо-западном регионе Китая открыт для движения уникальный автотоннель через горы Тянь-Шань длиной 22,13 километра – самый длинный в мире.

Вышла новогодняя серия «Простоквашино» с Путиным

Президент России Владимир Путин стал персонажем новогоднего эпизода мультсериала, который вышел в онлайн-кинотеатре Okko и получил название «Настоящий Новый год».

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

ФСБ задержала в Ставрополе девушку за подготовку теракта против военных

В Ставрополе задержали 18-летнюю жительницу Краснодарского края, которая пыталась установить взрывное устройство у войсковой части под влиянием телефонных мошенников, сообщили в ФСБ.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

Погибших при взрыве в Москве полицейских решено похоронить с воинскими почестями

Церемония прощания с инспекторами отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Южному округу Ильей Климановым и Максимом Горбуновым прошла на территории управления внутренних дел по Южному административному округу столицы.

Захарова показала подарок Путина на день рождения

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выложила в Telegram-канале фото подарка, который вручил ей в день рождения президент страны Владимир Путин.

Маск: Брюссель уже перестал быть бельгийским

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал свежие демографические данные о Брюсселе, отметив, что столица Бельгии уже не бельгийская.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов